Гульнар Эмиль
Не о Чынгызхане…
По хорошему
пахнет Булгаковым... "Мастер и Маргарита" в свое время был
намек, это было зёрнышко веры в существование Создателя во время тотального
атеизма, своего рода - Библия, которую переписывали от руки и читали шепотом...
Читая данный
роман, думаешь, уж если что- то Койчуев взял на вооружение от Булгакова, что же
столь значимое хотел сказать автор читателям?
Великий монгольский народ...
Великий русский народ...
Великий кыргызский народ...
Этот список можно продолжать перечислять, так как у каждого народа есть своя история, культура, язык, менталитет, свой генетический код и свой дух.
Дух человеческого рода - гордого, которого Всевышний поставил над всеми живыми существами, джиннами, и дьяволом... Но мы обмельчали... Мы на поводу мелких желаний...обмельчал дух народов. Обмельчал Человек.
Люди на услужении дьявола.
Трагедия Абулая, теперь Аблеухова Николая Николаевича, принявшего новое имя и фамилию... Почему мы меняем святая святых родителями данное имя, язык, одеяние и облик, религию и национальность? Ради чего? Иногда так смешно и неорганично выглядим? Если Бог создал нас в этом многообразии, значит и в этом есть своя мудрость?
...Это очень завуалированный роман, где прослеживается 2-3 временных слоя... Но здесь очень много слоев идей, мыслей, биографий, языковых, где каждый читатель должен найти Свое. И каждый может всплакнет по щемящей своей боли...
С юности боялась, что навсегда потерян объемный кыргызский говор дедов и бабушек. В этом романе моя генетическая память получила наслаждение от этого не испорченного литературным - кыргызского языка. Арсен мастерски окунает читателя в эпохи, в обстоятельства, в личности. Роман однозначно не о Чынгызхане, образ которого описан очень плоско и повторяется, этот призрак тоже обмельчал и ослаб. Это предупреждение о том, что после смерти даже Чингисхана люди могут " закидать помидорами". Последний сюжет об этом - совершайте поступки пока живы…
Писатель
граней.
Тема: Статья про творчество Султана Раева- занявшего первое место среди крупных романов на конкурсе ЕТГ в 2017году
Султан Раев - писатель граней. Его повествования почти всегда ведутся на лезвии жизни и смерти, на границах морали и духовности. Он "не шутит" с читателем, когда пишет о смерти. Кстати он обращается к этой теме часто, насколько мы могли бы о ней помнить...
Рисунок
построения сюжетов порой напоминает сюрреалистичные картины, навевает
Сальвадора Дали. Автор уводит нас вне времени, в жуткие пространства. Читателю
приходится идти с автором в отнюдь не комфортное... Иногда сомневаешься,
идти ли дальше... и, ныряешь опять в чтение, так как загипнотизирован если не
сюжетом, так симфонией слов и сравнений.
Султан Раев однозначно - мастер слова и великолепных сравнений, в которых
угадывается Кыргыз. Как правило, перед читателями разворачиваются сюжеты, от
которых ждешь более ошеломительных событий, но... понимаешь, что автор
предлагает не развлекательное чтиво! Прежде всего - океан Слов и работу Души.
Автор
кидает читателя в примитивное, что кажется уже не выбраться, но лиричные
вступления - опять же на грани совершенства поднимают нас на совершенную
высоту романтики.
Его
последние большие романы " Потоп" и "Кара" - это однозначно
- события в мировой литературе, что подтверждается победой автора на
международном литературном конкурсе и вручением гранпри в Стокгольме.
Если
уж следовать привычке сравнивать писателей с Чингизом Айтматовым, то однозначно
Айтматов - популярный народный писатель, понятный каждому. Насчет Раева, многие
признаются, что он для элитарного читателя, так же как Ван Гог, Дали, Врубель,
Бах, Сен-Санс, Булгаков - для любителей...
Писателю-драматургу, а в последнее время и постановщику-режиссеру Раеву присуще
минимальными средствами добиваться максимального эффекта. Что является
свидетельством высшего пилотажа.
Стоит
заметить, Раев пишет не от лица сведущего в жизни, умудренного опытом
мудреца, указывающего читателю, как жить. Страх смерти и мучения совести также
присущи повествующему.И он не выводит решения формулы... Он вместе с читателем.
И наверное, в этом его народность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий