понедельник, 3 августа 2020 г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Гульнар Эмиль
 


Не о Чынгызхане…


По хорошему пахнет Булгаковым...  "Мастер и Маргарита" в свое время был намек, это было зёрнышко веры в существование Создателя во время тотального атеизма, своего рода - Библия, которую переписывали от руки и читали шепотом...
Читая данный роман, думаешь, уж если что- то Койчуев взял на вооружение от Булгакова, что же столь значимое хотел сказать автор читателям?






Роман Арсена Койчиева " Бакшы менен Чынгызхан" я бы назвала Роман - ностальгией(кусалык). Ностальгия спрятанная глубоко в наших ДНК. Содержание книги вызывает в нашей генетической программе некоторые вопросы...
Великий монгольский народ...
Великий русский народ...
Великий кыргызский народ...


Этот список можно продолжать перечислять, так как у каждого народа есть своя история, культура, язык, менталитет, свой генетический код и свой дух.

Дух человеческого рода - гордого, которого Всевышний поставил над всеми живыми существами, джиннами, и дьяволом... Но мы обмельчали... Мы на поводу мелких желаний...обмельчал дух народов. Обмельчал Человек.
Люди на услужении дьявола.
Трагедия Абулая, теперь Аблеухова Николая Николаевича, принявшего новое имя и фамилию... Почему мы меняем святая святых родителями данное имя, язык, одеяние и облик, религию и национальность? Ради чего? Иногда так смешно и неорганично выглядим? Если Бог создал нас в этом многообразии, значит и в этом есть своя мудрость?
...Это очень завуалированный роман, где прослеживается 2-3 временных слоя... Но здесь очень много слоев идей, мыслей, биографий, языковых, где каждый читатель должен найти Свое. И каждый может всплакнет по щемящей своей боли...
С юности боялась, что навсегда потерян объемный кыргызский говор дедов и бабушек. В этом романе моя генетическая память получила наслаждение от этого не испорченного литературным - кыргызского языка. Арсен мастерски окунает читателя в эпохи, в обстоятельства, в личности. Роман однозначно не о Чынгызхане, образ которого описан очень плоско и повторяется, этот призрак тоже обмельчал и ослаб. Это предупреждение о том, что после смерти даже Чингисхана люди могут " закидать помидорами". Последний сюжет об этом - совершайте поступки пока живы…

 

 

Писатель граней.


 Тема: Статья про творчество Султана Раева- занявшего первое место среди крупных романов на конкурсе ЕТГ в 2017году

 Султан Раев - писатель граней. Его повествования почти всегда ведутся на лезвии жизни и смерти, на границах морали и духовности. Он "не шутит" с читателем, когда пишет о смерти. Кстати он обращается к этой теме часто, насколько мы могли бы о ней помнить...

Рисунок построения сюжетов порой напоминает сюрреалистичные картины, навевает Сальвадора Дали. Автор уводит нас вне времени, в жуткие пространства. Читателю приходится идти с автором в отнюдь не комфортное...  Иногда сомневаешься, идти ли дальше... и, ныряешь опять в чтение, так как загипнотизирован если не сюжетом, так симфонией слов и сравнений.
  Султан Раев однозначно - мастер слова и великолепных сравнений, в которых угадывается Кыргыз. Как правило, перед читателями разворачиваются сюжеты, от которых ждешь более ошеломительных событий, но... понимаешь, что автор предлагает не развлекательное чтиво! Прежде всего - океан Слов и работу Души.
  Автор кидает читателя в примитивное, что кажется уже не выбраться, но лиричные вступления - опять же на грани  совершенства поднимают нас на совершенную высоту романтики.
  Его последние большие романы " Потоп" и "Кара" - это однозначно - события в мировой литературе, что подтверждается победой автора на международном литературном конкурсе и вручением гранпри в Стокгольме.
  Если уж следовать привычке сравнивать писателей с Чингизом Айтматовым, то однозначно Айтматов - популярный народный писатель, понятный каждому. Насчет Раева, многие признаются, что он для элитарного читателя, так же как Ван Гог, Дали, Врубель, Бах, Сен-Санс, Булгаков - для любителей...
  Писателю-драматургу, а в последнее время и постановщику-режиссеру Раеву присуще минимальными средствами добиваться максимального эффекта. Что является свидетельством высшего пилотажа.
  Стоит заметить,  Раев пишет не от лица сведущего в жизни, умудренного опытом мудреца, указывающего читателю, как жить. Страх смерти и мучения совести также присущи повествующему.И он не выводит решения формулы... Он вместе с читателем. И наверное, в этом его народность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий