понедельник, 3 августа 2020 г.

Пишущая девочка ( заметки из Брюсселя)

Алдона Групас 

Пишущая девочка

(заметки о писающих и пишущих мальчиках и девочках)

После получения премии Евразийского Союза и презентаций в Москве моей книги «Сестричка, дайте мне таблетку для смерти», у меня разыгрался литературный аппетит. Я ощутила себя писателем и отправила книгу на литературный конкурс «Open Eurasia» Евразийской творческой гильдии.

Конечно, я ни на что особо не рассчитывала, отправила и забыла. И когда я увидела свою «Сестричку» в шорт-листе конкурса, это был первый звоночек. Неужели меня заметили?! Неужели надо ехать в Брюссель на литературный фестиваль?!

На все вопросы существовал один ответ – «Да, да, да».

И вот в ноябре 2019 года рейс Бирмингем-Франкфурт-Брюссель приземлился в аэропорту Завентем. Меня встретил огромный билборд

              «Welkom in Vlaanderen en Brussel!»


Раз уж я стала участницей «Open Eurasian Literature Festival and Book Forum», раз приехала в столицу Европы, то поселюсь-ка у самого здания Еврокомиссии! Отель Carlemagne на бульваре Carlemagne был отличным выбором – комфортный и современный - 4 звезды. Смущало название Шарлемань. Шарлемань – что же это такое? Баа, да это оказывается Карл Великий! Ну и язык у французов.

С последнего девятого этажа, на котором был мой номер, открывался прекрасный вид на город. Каждое утро, глядя в окно на видневшиеся вдали готические шпили Grand Place, я говорила: «Бонжур, Брюссель!». А выглядывая из окна влево на огромное здание Еврокомиссии, на подъезжающие к нему лимузины с дипломатами и охранников с автоматами, говорила: «Привет, столица Европы!». А ещё с надеждой думала: «Может с брекзитом ничего не выйдет?».

На Литфестивале я старалась участвовать во всех обязательных литературных мероприятиях, а их было немало. Но одновременно хотелось посмотреть город. Приходилось совмещать полезное с приятным. Я рано вставала и гуляла по брюссельским улочкам до начала наших заседаний, во время обеда или вечером после всех встреч. Мне нравятся– здания, богато украшенные колоннами, скульптурами и другим декором. Поэтому вечатлил храм Сайентологии на бульваре Ватерлоо, в котором проходили все наши мероприятия, и Королевский дворец в Королевском саду был очень красив. Правда, дворец был аналогом Люксембургского дворца в Париже. А разве можно не упомянуть про знаменитый брюссельский Атомиум?  Его построили, как  модель кристаллической решётки железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. Внутри – система лифтов и переходов из одной сферы-атома в другую, в которых расположены различные выставки. Снаружи – покрытие из листов нержавеющей стали. Это невероятно оригинальный символ Брюсселя, ослепительно сверкающий бликами под солнечными лучами в ясную погоду. Правда, и он тоже в некотором роде аналог Эйфелевой башни.

В центре Брюсселя современные дома соседствуют с готическими зданиями, органично вписываясь между постройками ренессанса, фламандского барокко и романского стиля. Некоторые кварталы напоминали хорошо знакомый мне Амстердам (правда, брюссельский квартал «красных фонарей» я не видела и джоинтами не баловалась). Я ходила по узким улочкам центра города и много фотографировала.


Однажды набрела на магазин знаменитого бельгийского шоколада – Neuhaus Chocolates. Какие роскошные витрины! Как всё выглядит красиво, стильно и оригинально! За стеклом - фирменный шоколад, карамель, вафли, трюфели, пралине, грильяж, мюсли – слюнки так и потекли. Хотелось купить всё и сразу!.. Затем я нашла знаменитого бронзового «Писающего мальчика» - фонтанчик на углу зданий, огороженный чугунной решёткой и окруженный толпой туристов… Аналогичную «Писающую девочку» смотреть расхотелось. На остальные музеи и знаковые места Брюсселя времени не оставалось.


Меня больше интересовали не пѝсатели, а писáтели - наши живые пишущие «мальчики» и «девочки». О, как они мне нравились! Я встретилась и познакомилась с очень интересными участниками фестиваля из разных концов Евразии: Настей Кузьмичевой (Беларусь), Айей Максутовой (Казахстан), Александрой Таан (Петербург), Оксаной Жуковой (Крым), Людмилой Дубковецкой (Молдова) и многими другими.





В один из дней ко мне подошла амбассадор киргизского отделения Гильдии Гульнар Эмиль. Она что-то говорила и пристально смотрела мне в глаза. И вдруг прочитала свой стишок:

  Твои глаза, твои глаза.

  О, этих глаз голубизна…

К сожалению, больше ничего не помню. Помню, что вытаращила свои голубые глаза и была страшно удивлена и поражена такому обильному обливанию елеем.

Моя «Сестричка» заинтересовала многих. Тема помощи больным людям оказалась очень востребованной, и я была рада помочь советом или просто поговорить с теми, кто оказался в подобной непростой ситуации. Люди это чувствовали и делились со мной своей болью и переживаниями. Особенно много рассказывала о себе и своей пожилой маме Оксана Жукова из Крыма.

Все участники фестиваля много и с пользой общались, обменивались книгами и адресами. В первый день сам вице-президент Гильдии – Марат Ахмеджанов галантно помог мне пройти на свое место. Так я оказалась за одним столом с маленьким татарином из Петербурга, который оказался большим писателем да ещё и редактором бумажного журнала. Он был внимателен и предельно обходителен, а когда я попросила адрес, имея ввиду е-мэйл, он написал мне домашний адрес.


- Вы меня в гости приглашаете? – спросила я.

- Почему бы и нет! – ответил Гумер Каримов.

Моей радости не было предела.

С ещё одним маленьким казахом из Алматы меня познакомила Оксана. Тогда я даже не запомнила его имени. Потом на презентации книги Стивена Бланда о путешествии по Центральной Азии он задавал каверзные вопросы и ставил автора в тупик. «Какой злой и противный!», - подумала я тогда. – Да ещё оказался и кандидатом физ-мат наук. «Нет, с этим Муратом Уали спорить не буду», - решила я.

И вот настал долгожданный день объявления результатов.

После вкусного ужина с красным вином – каждый наливал себе сколько хотел из большой прямоугольной емкости, стоявшей на отдельном столике, началась церемония объявления победителей в каждой категории. Ведущий – Марат Ахмеджанов называл имена, и под бурные аплодисменты зала лауреатам вручали сертификаты. Ион Жани… Екатерина Хлебникова… Сагынбубу Беркеналиева… Надежда Серебренникова… Все мы радовались за своих коллег: улыбались, хлопали в ладоши, поздравляли друг друга. Наконец, дошла очередь до категории «Лучшая женская работа». Я напряглась. А вдруг?.. Марат Ахмеджанов медленно и торжественно объявил: «Победителем в категории стала… Жанна Голубицкая!».. Ну всё – пролетела, как фанера над Брюсселем… Я вздохнула и успокоилась… И вдруг услышала свое имя:

- Второе место в категории «Лучшая женская работа» заняла... Заняла второе место… «Сестричка, дайте мне таблетку для смерти» Алдоны Групас!

О, Боже! Колокола зазвонили в полную мощь! Зазвенели литавры, загудели фанфары! Услышав свою фамилию, я едва не потеряла сознание. Это был шок. Этого не может быть! Алдона Групас – это я или кто-то другой?


 На сцену я поднималась, как во сне. Но, получив сертификат,  сдержанно поблагодарила всех за столь высокую оценку моих скромных трудов. Когда я вернулась на место, мои друзья начали меня поздравлять и фотографировать. Они искренне радовались моему успеху, а я все не могла прийти в себя. Я не могла поверить, что это все произошло наяву и я стала лауреатом большого конкурса. Неужели я тоже стала пишущей девочкой? Но это была правда. О, Боже, Боже! Это произошло!..

Но всё хорошее быстро кончается. Вот и фестиваль отгремел, отшумел и пришла пора прощаться. Гагик Огадженян и Равиль Абдулов, прочитавшие мою книгу, вспомнили имя моего мужа и передали ему привет. Все со всеми обнимались, целовались и говорили друг другу «до встречи», как родные… И я, выглянув в последний раз в окно отеля «Шарлемань», помахала рукой и произнесла: «До встречи, писающие и пишущие мальчики и девочки!»

Аэропорт Завентем – посадка на рейс – прощальный взгляд с высоты. Адью, Брюссель!

Во Франкфурте-на-Майне была пересадка. До рейса на Бирмингем оставалось время, и я удобно расположилась в кафе аэропорта; взяла кофе, позвонила русской подруге, начала рассказывать… и тут на меня накатило. Дрожащим от волнения голосом я говорила ей, как стала лауреатом, как мне вручили сертификат:

- Представляешь, Галина, в этом Брюсселе я стала пишущей девочкой!.. Что, что?.. Да, да, в Брюсселе!.. Нет, не писающей, а пишущей…пишущей…

Из глаз потекли слезы, но это были слезы радости. Пишущая девочка во мне была так взволнована, так счастлива… что  ещё долго не могла успокоиться.  чуть не стала писающей…










4 комментария: