вторник, 1 декабря 2020 г.

Прощай, красотка!

Мурат Уали                        

 (Продолжение. Начало в предыдущих публикациях)




Главной темой нашего ИВТ (Институт Высоких Температур) АН СССР было исследование МГД (Магнито-Гидро-Динамического) преобразования энергии плазмы в электрическую. Не буду объяснять физику процесса – довольно сложно и связано с высокими температурами. На Кольском полуострове у института, точнее у нескольких московских академических институтов был совместный полигон, где проходил испытания мощный МГД-генератор, генерирующий в импульсе ток в 20 тысяч ампер для мощного разряда в морской воде. Зачем, почему? Тогда, да и сейчас точные ответы мне неизвестны; полигон был секретный и курировался военными, а у меня была другая научная тема. Может, сейсморазведка нефтяных месторождений, может, средство борьбы с вражескими подлодками, а может, тектоническое оружие, а может, и то и другое вместе. В те времена былинные, воодушевлённые победами над тайнами земли и обильным финансированием, физики мало задумывались о возможных последствиях; за что бы они ни брались – всегда получалось оружие.



Летом 1987 или 88-го (не помню точно) за обедом в институтской столовой я разговорился со знакомым
аспирантом Серёгой. Он был земляком из Целинограда (ныне Нур-Султан), работал в отделе, связанном с МГД и рассказал, что вместе с коллегами уезжает на Кольский готовить эксперимент. Я числился в другом отделе, но ведь лето, тяга к перемене мест! На всякий случай спросил:

- А меня возьмёте?   

- А допуск есть?

- Обижаешь, начальник! Конечно есть, - я показал свою «форму №1» - бережно хранимый допуск на любой секретный объект Советского Союза, который оставался от работы на диком бреге Балхаша (см. «Как попасть в муху в космосе»).

- Приезжай. Но мы всем отделом уезжаем послезавтра. Ты, наверняка, не успеешь. Доберешься сам, - и Серёга объяснил куда и как добираться от Мурманска.

Yesss! Возможность поучаствовать в секретном эксперименте, увидеть Заполярье и «омочить сапоги» в Северно-Ледовитом океане была заманчива, а при финансировании не из собственного кармана, тем более! ИВТАН был небедным институтом, и, если нужно, я выписывал себе командировку и летел в любой город Союза, где хоть что-то было связано с плазмафизикой. И в этот раз макро-шеф подмахнул бумаги не глядя, в канцелярии поставили печать, бухгалтерия выдала деньги, я купил билет в Мурманск и полетел… 

 Полигон оказался за 100 с лишним км на северо-запад от Мурманска. До поселка Заозерск – базы атомных подводных лодок - на автобусе. На КПП прапорщик в черной морской форме проверил документы и предупредил, что пограничная зона, что рядом граница с Норвегией – членом НАТО. Включив селектор, он приказал:

- Балан, на выезд.

Явился молодой водитель-срочник.

- Отвезёшь спеца на Базу, - прапорщик кивнул на меня.

- Есть, товарищ генерал-лейтенант, - озорно сказал младший сержант и, пока прапорщик искал что-нибудь тяжелое, быстро выскочил из КПП.

Оказалась – это традиция - выпивать 50 грамм у ручья, за которым начинается перевал через хребет Мустатунтури, потому ручей назывался Пьяным. Я сделал глоток обжигающей жидкости, водитель тоже, и мы поехали. О, ГАЗ-66, вездесущий проходимец, военный трудяга, кроме которого по такой дороге через подъёмы и спуски, каменистые осыпи и грязевые ванны коварного перевала мог бы проехать только танк... На спуске с перевала водитель остановился перед очередным ручьём, из которого по традиции нужно было выпить кружку холодной и чистой воды. Естественно,  ручей назывался Трезвым. Потом, хотя вокруг расстилалась заполярная глушь, возник шлагбаум, и погранцы ещё раз проверили документы и предупредили, что рядом граница с Норвегией – членом НАТО. В конце концов, сержант Балан доставил спеца на небольшой полуостров к нескольким жилым вагончикам цилиндрического вида на берегу одного из бесчисленных озерков.

Комендант Базы - немногословный бородатый мужик по имени Николай Иванович проверил документы, выдал мне ватные штаны, ватник, ушанку и сказал:

- Устраивайся и жди. Понадобишься – позовут… Будь осторожнее - тут рядом граница с Норвегией – членом НАТО.

Опять! Один и тот же припев стал надоедать. Я представил себе огромный член НАТО… Неужели это такой страшный монстр, который питается советскими аспирантами?.. А выбирая ватные штаны, я по наивности думал: «Зачем?». На Балхаше такая экипировка нужна в декабрьские и январские морозы для подлёдного лова судака, а здесь на дворе август... Но благоразумно промолчал и пошёл устраиваться в один из вагончиков.

Ни на следующий день, ни в другие дни к МГД-генератору меня не звали. Никаких авралов и срочных работ. Сотрудники – бородатые мужики из разных московских институтов никуда не торопились, работали (или делали вид, что работают) до обеда, потом собирали грибы и солили их в больших деревянных бочках, а по вечерам глушили дефицитный спирт и травили анекдоты. Зачем им лишние глаза, уши и рот? Сергей тоже был занят своими делами и на мои расспросы скупо отвечал, что эксперимент вот-вот начнется, что сам всё увидишь. 

Как я теперь понимаю, эксперимент проводился не первый год, все проблемы были отработаны ранее, и в этот раз со стороны МГД-генератора всё было готово. Видимо, ждали лишь команду сверху, а когда она поступит не знал никто. Я не был ни с кем близко знаком, кроме Сергея, и старался не задавать лишних вопросов – примут ещё за китайского шпиона. И так же, как все, после завтрака уходил «на работу», чтобы уже мне не задавали лишних вопросов.

В первые дни я «мочил сапоги» в Кутовой губе Мотовского залива Баренцева моря Северно-Ледовитого океана. К берегу от генератора шёл пучок толстых кабелей и уходил под воду возле узкого перешейка полуострова. Такой же пучок кабелей уходил в Волоковую губу с другой стороны перешейка. Между двумя их концами-электродами и должен был происходить мощный электрический разряд. Я пробовал океанскую воду на вкус – солёная и холодная – хороший проводник тока!

Вот он – край материка Евразия, вот она неласковая, но притягательная природа Заполярья. Сверху нависало низкое взлохмаченное небо, по свинцовой глади залива медленно, как огромные киты, проплывали подводные лодки, а иногда, как маленькие подводные лодки, проплывали киты; там, за Баренцевым морем проходит ось вращения Земли, упирающаяся в Полярную звезду. От сурового дыхания этого Северного полюса, действительно, спасали лишь ватные штаны, ватник и ушанка.

Заполярная тундра со стороны хребта Мустатунтури была не менее притягательна. Зеленый ковёр ягеля – оленьего мха был усыпан брусникой, морошкой, черникой, голубикой; на полянах - белые грибы и желтые заросли родиолы розовой (золотой корень); во впадинах росли кривые карликовые берёзы; ближе к горам встречались огромные сейды – многотонные каменные валуны на подставках из маленьких камней. Но самыми интересными были следы минувшей войны: каменные доты, остатки противотанковых рвов, оплывшие траншеи окопов, вокруг которых валялись стрелянные гильзы, дырявые каски, мотки колючей проволоки, остатки мин.

Оказалось, что в 1939-м здесь проходила бывшая советско-финская граница; в 1940-м Красная армия потеснила финнов; в 1941-м финны с норвежцами рвались к Мурманску; лишь в 1944-м, окончательно вытеснив финнов с побережья, советские войска вышли на норвежскую границу.

В пустых дотах стоял такой запах человеческих испражнений, что заходить было страшно; по дну траншей текли ручьи, и вода превратила дно в жидкую грязь. Я бродил вдоль окопов и высматривал железяки минувшей войны, надеясь найти автомат, или пистолет, или хоть что-нибудь целое и ценное. Мерещились бойцы в белых маскхалатах, финские «кукушки» со снайперскими винтовками, свист пуль, вой мин, разрывы снарядов, крики красноармейцев: «За Родину! За Сталина! Ураа! Эх, белофинны, вашу мать!»; и ответные крики белофиннов: «Ryssä кuraperse! Stalin paska! Kippis Suomi!»…

Долгое время поиски были напрасны; наверняка, тут и до меня хватало искателей. Когда надоедало копаться в грязи, шёл собирать бруснику и морошку или объедался то ли черникой, то ли голубикой, так, что рот и язык не отмывались от черноты. Но я всё же надеялся на удачу и уходил подальше от Базы, ведь места были труднодоступные – полигон и погранзона, авось что-нибудь, где-нибудь в этой грязи и затаилось.

И точно! Однажды, «ваше благородие, госпожа Удача», на дне окопа я нашёл целую мину от 50-мм миномета. Я отмыл её от грязи и залюбовался. Хоть и ржавое, но какое изящное изделие, какое оперение! Не мина, а красотка! Радостно вертя её в руках, принес в вагончик. Соседи были на работе. Если очистить от ржавчины, открутить взрыватель, срезать верхушку – будет оригинальная подставка для ручек и карандашей. Но сначала надо высыпать пороховой заряд, благодаря которому она выпрыгивает из ствола миномёта. Найдя отвертку и молоток, я начал выковыривать целый капсюль под хвостовым оперением. Но тот не поддавался. Я побежал к коменданту и попросил плоскогубцы.

- Зачем? - спросил Виктор.

- Да кровать перекосилась надо поправить.

- Может помочь?

- Нет, нет. Ничего сложного, был бы инструмент.

Капсюль не поддался и плоскогубцам. Попробовал открутить взрыватель – тоже ни в какую. Я вертел мину и так, и этак, и даже вспотел от усилий. И тут неожиданно почувствовал бурление в животе и позывы к опорожнению. Ладно, красотка подождёт, схожу в туалет, а потом продолжу охмурение. Выскочив из вагончика, побежал к обычному деревянному сооружению с дырой в полу и длинным гвоздём в стенке, на который предусмотрительно, как на шампур, были нанизаны обрывки старых газет. Сидя и тужась, снял с гвоздя самый большой кусок газеты и принялся читать. В статье рассказывалось, как в Краснодарском крае школьник нашел в поле мину военных лет и принёс в класс похвалиться находкой (да это ведь такая же минометная мина!), а когда прозвенел звонок, сел с дружком на задней парте и прямо на уроке они стали вертеть её в руках, видимо, пытаясь открутить взрыватель. Раздался взрыв (на лбу выступил холодный пот). Оба школьника погибли, остальные дети и учительница получили ранения… Далее шли рассуждения корреспондента об ответственности учителей и родителей, о необходимости разъяснительной работы со стороны администрации района… Я не дочитал. Вскочил и помчался в вагончик. Бережно взял в руки проклятую мину и осторожно пошёл в сторону озера. Сердце бешено колотилось, ноги подгибались. Взорвётся – не взорвётся? Отойдя подальше, размахнулся и бросил её в воду. Бульк и всё. Эх, прощай, красотка! Скупая мужская слеза скатилась по небритой щеке. О, замечательный туалет! О, прекрасный длинный гвоздь! О, чудесный кусок газеты, подаривший мне жизнь!.. Я был готов расцеловать этот обрывок, жаль ушел по прямому назначению, а надо было сохранить, как талисман. С огромным облегчением я вернулся в вагончик и больше к окопам не ходил и ничего не искал. Ладно, госпожа Удача, не везёт мне в смерти – повезет в любви… 



Ничего не делать оказалось страшно скучно. Брусника и черника -  голубика надоели, самую вкусную ягоду морошку в окрестностях я всю выел, золотого корня уже набрал целый пакет. МГД-эксперимент, откладывался и откладывался, а командировка подходила к концу, и в институте ждала работа. Как только приехал весёлый сержант Балан с продуктами, я сел в кабину, и ГАЗ-66 доставил спеца в Титовку, потом автобус до Мурманска и самолёт до Москвы.

 В панельной четырёхэтажке в Бескудниково на лестничной площадке сидела женщина. Как оказалось, она ожидала мужичка из соседней квартиры, но того не было дома. Я открыл свою дверь и обернулся. Женщина смотрела на меня выжидательно.

- Проходите. Подождите у меня… Выпьем по рюмочке чая с брусникой.

Она прошла. И оказалась вполне симпатичной девушкой по имени Таня. Длинные рыжие волосы, белая кожа, а какое оперение, в смысле ножки! Красотка! Правда, несколько вульгарна и не первой свежести - отмыть бы её в ванной... После чая с брусникой мы перешли на ты, о соседе она уже не вспоминала, а охала и выкатывала голубые глаза, когда я рассказывал про мину. Меня охватило сладкое предчувствие. Неужели Окуджава прав?.. И точно!.. «Не везёт мне в смерти – повезёт в любви»... О, красотка! Я вертел её и так, и этак, и даже вспотел от усилий...

На следующий день, в обеденный перерыв в институтской столовой, достав кошелёк перед кассой, обнаружил лишь три рубля из двадцати. Где же остальные?.. Аааа, вот рыжая шельма! Вот почему утром выскочила из квартиры, пока я нежился в постели. Оценила свою любовь в 17 руб. Нет, нет, оценила в 20, а трёшку оставила «на чай» за то, что потел от усилий. Ну, спасибо, Танечка. Я протянул деньги кассиру. Чтоб я делал без этой трёшки? Скупая мужская слеза скатилась по бритой щеке. Эх, Таня, Танечка… Прощай, красотка! Больше я её не видел.

 

Сергей вернулся через месяц и рассказал про то, что я не увидел.

Сначала два пороховых двигателя от ракет, уложенные горизонтально, выбросили оглушительный и ослепительный поток пламени. Эта огневая плазма, пролетая с огромной скоростью между полюсами мощных магнитов, вызвала в обмотках 8-ми секундный импульс тока в 20 тысяч ампер, который по кабелям ушел в воду. Потом вздрогнула земля… Со страшным грохотом над Мотовским заливом Баренцева моря Северно-Ледовитого океана выросла подковообразная водяная стена. Её верхняя часть, испаряясь, окуталась белыми парами. Водяная стена быстро рассыпалась, а огромное белое облако клубясь, переливаясь и колыхаясь от ветра поплыло на Северный полюс.

Правительство Норвегии, как член НАТО, заявило Советскому Союзу протест. Норвежцы сочли, что зафиксированные датчиками подземные импульсы — это последствия испытаний ядерного оружия на Кольском полуострове. Но это был не атомной взрыв. Это был физический эксперимент «Хибины» ИВТ АН СССР. 




3 комментария:

  1. Биография у автора - о-го-го! От Балхаша до Северного Ледовитого... Отлично. Сурово. По- мужски. Это вам не какие-нибудь закулисные байки. Браво! Так и чувствуешь бугристые мускулы необъятной Родины моей.

    ОтветитьУдалить
  2. То ли ещё будет! Впереди Киев, Германия, Таиланд, Венгрия, Иран...

    ОтветитьУдалить
  3. Профессионально написано. Интересный, захватывающий сюжет, перемешанный с иронией и юмором. Очень понравилось! Бегу к первым главам и с нетерпением жду продолжения.

    ОтветитьУдалить