Она
Она вставала каждое утро
раньше всех в доме. Раньше зари, раньше дня, раньше забот и волнений.
Потому что у неё была одна
забота - протереть пыль и вымыть полы во всём доме до его пробуждения. Это уже
после - включить увлажнитель воздуха в его кабинете и в столовой, отгладить
выстиранную вчера рубашку, приготовить полноценный для него приём пищи,
постелить чистую скатерть и причудливо завернуть накрахмаленные салфетки, так
как нравится именно ему. А сначала и прежде всего – пыль. Избавиться от всех её
возможных проявлений и даже самих попыток зарождения частичек её в воздухе,
которым ему предстоит дышать после пробуждения.
Потому что у него была
страшная аллергия на пыль. А он был её
единственным объектом обожания и источником волнения.
Она поняла это с тех самых пор,
как только начала понимать само значение этого слова, когда внутри
только-только начали образовываться самые первые волнообразные движения чувства,
непонятного ещё, но превосходящего весь мир своей силой, разносимого с током
крови ли, с биением сердца ли - в самые дальние, потаённые, уголки всего её
естества. Для чего даётся человеку такое волнение, она никогда не задумывалась,
для чего же оно дано ей, она знала точно, как своё имя - чтобы служить ему,
источнику этого волнения.
Он писал романы о любви. Он творил, и
творчество это было свято для него, потому что он был писателем. Именно этот
труд – писательский – захватил его мгновенно как раз накануне его
двадцатипятилетия, чтобы никогда не отпустить. За ночь, одну лишь короткую
летнюю ночь, какие бывают только в июне, он сочинил рассказ, сразу возвысивший
его в глазах всех тех, кому он его прочёл следующим же утром. Родители и
друзья, и друзья друзей – все без исключения расхваливали его рассказ, хотя,
спроси каждого из них в отдельности, они бы признались, что не поняли из него
некоторых слов и многих поворотов сюжета, не говоря уже о заключительной его
части, бывшей особенно возвышенной.
Именно в тот день он сразу понял, что его
предназначение пришло к нему как озарение – он может и должен - как умеет, а
умеет он непревзойдённо - нести всему миру свет любви. В каждом романе любовь у
него была разной: то она уезжала за любимым в заброшенный край, чтобы там
поселиться на веки вечные и радоваться близости двух любящих сердец, то она
совершала самоотверженные поступки ради любимого, сражаясь с непреодолимыми
обстоятельствами, а то и вовсе в решающей смертельной схватке заслоняла
любимого собой, жертвуя своей жизнью. Но она никогда не погибала, потому что
иначе смысл романа сводился бы к смерти, а должен был сводиться только к любви.
Он так умело передавал все любовные
переживания на страницах своих романов, что его обожали все женщины. О, их было
великое множество, и все они видели его идеалом своих мечтаний о счастье и
любви – понимающим, умеющим красиво говорить и ухаживать, галантным кавалером
во всех ситуациях. Они тянулись к нему, как мотыльки на вечерний свет, долго
горевший на веранде. Тогда над столом образовывался двойственный круг: один –
от самого света небольшого, грушевидной формы светильника, только синего цвета,
другой – от роя ночных бабочек, толпящихся в освещённом этим светом
пространстве. Он явственно слышал, как все они рассказывали ему о своих
чувствах.
Единственное, что омрачало его
существование – это частые приступы аллергии. На пыль. Из-за этого коварного не
недуга, а скорее – недомогания - он вынужден был отказываться и от походов в
гости, и от вечерних прогулок по освещенным проспектам, и от дружбы с собаками,
и уж тем более – кошками. Все его обожатели знали об аллергии и старались
всяческими мерами ослабить влияние пыли на его талант. Постепенно он так свыкся
со своим маленьким недостатком, что просто стал считать его своей слабостью, а
может быть – своей особенностью, даже больше – своей невероятной удачей. Ведь
на любое неудобное для его таланта предложение спасительным ответом была ему
всегда фраза – «Ну что вы, у меня же аллергия».
Поднимался он аккурат к обеду,
завтракал, и, уходя в свой кабинет, садился творить. Для его творчества в доме
была отведена самая светлая комната на втором этаже, в которой располагалось
всё лучшее из немногих приобретений – строгий кожаный диван, хотя и видавший
виды, но бывший скорее не модным ренессансом, а стильным перфомансом,
кресло-качалка для отдыха и философских размышлений (в котором замечательно
было задремать на часок), и самое дорогое для него во всех смыслах имущество –
дубовый итальянский письменный стол. Точный век производства он не помнил
(что-то очень уж далеко стоящее), но зато мог рассказать кому угодно историю
его приобретения.
Когда он
стал уже достаточно известен в узких кругах, и его таланту необходимо было
развиваться дальше и выше, он решил, что для написания достойных романов
необходим достойный письменный стол. Отправился
в центральный мебельный магазин, надев свой лучший костюм, по пути ловя на себе
восхищенные женские взгляды и завистливые мужские. Как оказалось, достойного его
таланту стола в обыкновенные магазины ещё никогда не завозили. Ему предлагали
рассмотреть и тот вариант, и этот, но он, едва скрывая раздражение и всякий раз
произнося свою излюбленную фразу: «У меня же аллергия», с измученным лицом и
слезящимися глазами спешно удалился.
Выйдя на свежий воздух, с удивлением обнаружив улучшение состояния,
пересёк улицу и на другой стороне, в витрине, увидел тот самый стол, который
ему подходил. Необыкновенно-блестящий, причудливо-изогнутый,
тёмно-коричневый с отливом старины, он манил одним своим почтением к таланту
того, кто обопрётся на его древесину.
Переведя
взор со стола на название салона-магазина, он замер: «Антиквариат». Глаза
невольно вернулись к глянцевости стола, на которой пока стоял только ценник…
невообразимый ценник, беспардонный и безжалостный. Не успев ещё окончательно
расстроиться несбыточностью своей мечты, он вдруг почувствовал на себе взгляд.
Она смотрела на него не так, как смотрели
раньше другие женщины – страстно, томно и умильно. Она смотрела – доверчиво. И
было в этой доверчивости что-то, что не позволяло усомниться в том, что она
знает о нём всё. Это вызвало прилив глупого страха и он, пробубнив
скороговоркой свою излюбленную спасительную фразу, развернулся и быстрым шагом
отправился домой, удручённый и этим взглядом, но ещё более – невозможностью
приобретения достойного письменного стола.
Вечером
следующего дня настойчивый шум возле ворот заставил его выглянуть в окно.
Невероятных размеров фургон разворачивался так, чтобы удобно было заезжать в
эти самые ворота, а рядом махала руками, умело руководя передвижениями фургона,
вчерашняя девушка с доверчивым взглядом.
Запахнув
изысканный домашний халат, он спустился вниз и вышел на улицу, раздражённый
тем, что вынужден оторваться от нового романа о любви.
- Я читала Ваши книги, - сходу начала она, - я
знаю, что Вам понравился тот письменный стол, я продала свою долю в бабушкиной
комнате, вот сейчас его выгрузят и Вы покажите, пожалуйста, куда его нести.
Она
так доверчиво и спокойно произнесла всё это одним предложением, что он просто
показал рукой по направлению входной двери: «Туда».
- Мне
теперь жить негде, можно я буду жить у Вас и помогать по дому? – ещё более
спокойно произнесла она, и он, будучи человеком воспитанным и галантным,
ответил что-то типа «Мм-да», подумав про себя, что у него аллергия и на этот
раз это обстоятельство не помогло.
Она
знала о нём всё уже давно, с первого прочитанного у подруги романа о любви,
написанного им. Волнение, охватившее её уже тогда, теперь уравновешивалось
спокойствием в голосе с этакой доверчивой уверенностью – это он. Человек,
пишущий о любви, понимающий любовь как и она, не может не быть её призванием.
Ничто не должно было отвлекать его от процесса
творчества - создания романов. И уж тем более его проклятая аллергия. Он писал
о любви. Она старалась, как могла – убиралась, готовила, хвалила, успокаивала,
уходила в свою комнату, чтобы не мешать. Она всегда знала час и минуту, в
которую нужно подойти и выслушать, она знала паузы, в которые нужно помолчать,
она знала, как ему помочь в минуты аллергических приступов и на какое время
нужно затеряться среди прочих вещей. Она знала, что он любит на завтрак и обед,
какой температуры подать ему любимый чай, какого оттенка бледности становится
его лицо при усталости, и как оно розовеет при температуре. Она устраивала его
во всём.
Он писал романы о любви, и его знал уже
весь городок.
Но однажды, точно прошла уже вся жизнь, её
не стало. Она так и ушла, как жила - тихо, в своей комнате на первом этаже,
никому не мешая, успев вымыть полы, протереть пыль и приготовить ему на завтрак
блинчики с творогом.
Он не заметил её отсутствия
сразу – настолько был увлечён жаркими
страницы развязки нового любовного романа, где одна взбалмошная девчонка –
сетра жены господина М. – увлеклась братом этого самого господина, который на
самом деле больше жизни любил жену брата, и вот-вот готов был признаться в
своих чувствах. Только к вечеру, когда в положенный час она не появилась в
дверях с чашком ароматного имбирного чая, он задумался. Собственно, на раздумья
времени было мало, тем более, что встречались глазами они крайне редко. Его пугала её та откровенная доверчивость во
взгляде, которая с момента первой встречи только похорошела, расцвела и
округлилась. Непривычное отсутствие ужина тоже несколько озадачило его, но не
слишком, потому что на кухне оставался ещё достаточный запас бутербродов и
пирожков с капустой и рисом.
Он обнаружил
её лежащей - ещё будто спящей в своей кровати - только поздним вечером, потому
лишь только, что как-то неуверенно подрагивали её любимые часы с кукушкой,
которые она заводила каждый вечер, чтобы завода хватило на следующие сутки. От
этого мерного подрагивания создавалось ощущение беззвучного плача всего дома.
Её похоронили в полдень следующего же дня -
тихо, никому не мешая, выбрав ровно два часа из его плотного творческого
графика.
На третий день он спустился в кухню
сам, проснувшись раньше обычного, потому что нестерпимо захотел есть. Глаза
слезились, дышалось тяжело.
Он провёл пальцем по слою пыли на старом
пианино. Она приобрела его давным-давно, по случаю, у какой-то дальней
родственницы, которой совершенно необходимо было избавиться от старого
громоздкого инструмента. Кажется, она великолепно играла. Но он писал романы о
любви, и её страстная тяга к музыке не
трогала его сердца.
Часы с
кукушкой остановились ещё вчера вечером, жалобно прокуковав одиннадцать раз.
Имбирь куда-то запропастился, бутерброды и пирожки кончились. Творить не
хотелось. Глаза слезились ещё сильнее, ослеплённые не то ярким утренним светом,
не то величием пустоты.
«Любовь
умерла» - очень медленно и отчётливо выводил он на пыльной крышке пианино. Он плакал.
Затем он поднялся в свой кабинет, резкими
движениями собрал все рукописи в коробку из-под пятитомника любовных романов
прошлого века и вынес в мусорный контейнер, стоящий во дворе. Не успокоившись на
этом, он плеснул туда какой-то странно-пахнущей жидкости из шкафика рядом с
кухонной мойкой, неумело чиркнул спичкой раз-другой, и, получив, наконец,
необходимую толику пламени, швырнул её туда же. Костёр разгорался долго и неохотно, оставляя время
на то, чтобы он передумал. Но он уже шёл в свой кабинет.
Новая тетрадь ещё пахла типографской
краской и ослепляла белизной своих страниц.
«Она» - уверенно вывел он заголовок…
Вот и славно! Света Размыслович открывает декабрьский номер! Пробует себя в прозе. Прекрасный рассказ!
ОтветитьУдалитьНу что, прекрасно, С.Размыслович! Так по-женски... Только пусть кто-нибудь держит корректуру. А то досадные опечатки колют глаз, мешая полноценному восприятию.
ОтветитьУдалитьМахровая женская сентиментальность, многословие и безнадёга! Что в этом хорошего?
ОтветитьУдалитьАх как грубо! Ну что тут скажешь, каждый имеет место под солнцем.
УдалитьЧто характерно, там где грубо - там анонимно. Аноним, если ты считаешь, что прав, почему под своими словами не подписываешься? Кинул камень - и в кусты?
УдалитьОтличный рассказ!
ОтветитьУдалить