среда, 2 сентября 2020 г.

РУКОПИСИ, НАЙДЕННЫЕ НА АНТРЕСОЛЯХ. ПОРУЧИК ГОЛИЦЫН

 В рубрике «Литературная критика» некто «Добрый критик» написал о том, что получил интеллектуальный оргазм от рецепта «Фаршированной паприки» и призвал экспериментировать на нашем Литпортале. 

Что же, действительно, эксперимент – критерий истины. 

Следуя его советам, автор представляет два текста: «Поручик Голицын» и «Женщина- скрипка», в которых попытался соединить или правильнее сказать усилить изящную словесность видео-аудио сопровождением.

Мурат Уали

Поручик Голицын

          «О, удивительный романс! Зачем так душу бередишь?»

Недавно получил приглашение на видеовстречу: «Приглашаем на литературно-музыкальный вечер «Очарование русского романса»

Честно признаюсь, не являясь ни  знатоком, ни поклонником этого жанра, сидел перед экраном, скучая и не ощущая никакого очарования. И вдруг в памяти всплыл эпизод из фильма «А зори здесь тихие»: Девушка бежит по лесу, уводя за собой немецких десантников, стреляет из автомата и выкрикивает: «Он говорил мне будь ты моею и стану жить я страстью сгорая… Бедному сердцу так говорил он… Но не любил он. Нет, не любил он».




При этом не помнилось ни имя персонажа, ни фамилия актрисы, ведь со времени выхода фильма прошло сорок с лишним лет; а вот её слова запали в душу. Интересно, что это за романс, чей текст? Память разбередило, и я спросил у присутствующих знатоков,  но никто не смог ответить, что сильно удивило.

ОК. Будем искать.

Всезнающий Google подсказал, что девушку в фильме играет Ольга Остроумова, и она же в другой сцене поёт под гитару этот романс «Нет, не любил он». Какое исполнение! Какие слова! Да это же шедевр жанра!


И вот, уже немного «очарованный», наткнулся в Google на сценический концерт Александра Малинина. Ах, «Поручик Голицын»! Поручик Малинин, надеть эполеты... Какое потрясающее исполнение! Какой красивый и чувственный голос!

                              Раздайте патроны, поручик Голицын.

                              Корнет Оболенский седлайте коняяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя!

Так это оказывается не просто песенка из молодости, а городской романс!.. Невольно вспомнилась студенческая Алма-Ата.

 

Агитбригада


На сцене 

Не помню точно, то ли в 1975, то ли в 1976 к нам на физфак Казахского Госуниверситета перевелся из московского Физтеха (или МИФИ, или физфака МГУ) парень по имени Витя Долгов. Что-то он там в столице натворил (о чём особо не распространялся), и его то ли отчислили, то ли грозили отчислить из института; но ему каким-то образом удалось перевестись и продолжить учёбу на четвёртом курсе нашего универа. Он немного играл на гитаре, был «в доску» своим и быстро влился в наш курс и в нашу компанию. Из столицы он привез несколько песенок, которым научил нашего гитариста Серика Амеева. В том числе:

Четвёртые сутки пылают станицы.

Окно занавесила сетка дождя.

Не падайте духом, поручик Голицын,

Корнет Оболенский, надеть ордена.

 

В те годы такие слова были невиданной экзотикой, глотком свежего воздуха в застойной атмосфере Советского Союза. Тогда, после запрета КВН наша дружная кавээновская команда физфака, назвавшись «Агитбригадой» (своеобразный студенческий театр миниатюр), выступала полуподпольно в разных ВУЗах Алма-Аты. Нам-студентам было столько же, сколько поручику Голицыну и корнету Оболенскому, и казалось, что это мы должны раздавать патроны на военной кафедре, не падать духом, не сдав зачёт, и  разливать вино после выступлений.

Для встреч и репетиций у нас был свой детский сад. Да, да, настоящий детский сад, огороженный забором, с беседками, песочницами, качелями и аллеями в тени огромных карагачей (вязов). Двое из нас по очереди были в нём сторожами-дворниками; после того как последнего ребёнка забирали родители, ворота и калитка сада запиралась, и сторож-дворник становился его полным хозяином. Повара оставляли обильный ужин, а по утрам можно было и позавтракать. 

Поручик Амеев 


По вечерам, в ясные погожие дни в детсадик подтягивались друзья-агитбригадовцы; скидывались по рублю и посылали гонцов в гастроном ЦГ. Обычно это были Максат Курманбаев и Леша Есипов, которые приносили полную сумку портвейна №12. Ах, портвейн, портвейн – студенческий коньяк по 1 руб 37 коп за бутылку! В беседке был припрятан стакан и, попивая вино, мы писали сценарии, репетировали и веселились, а Хаким Булибеков и Серёга Осадчий раздавали шутки-патроны. А когда над застойной Алма-Атой – тогда ещё столицей Советского Казахстана опускалась звёздная ночь, и нам надоедало спорить, Серик брал гитару, Витя начинал, а мы, глядя на луну, орали с надрывом:

А где-то там кони проносятся к яру

Луны непонятен и призрачен свет.

За нашим бокалом сидят комиссары

И девочек наших ведут в кабинет…

 

   Подайте бокалы, поручик Амеев,

   Корнет Курманбаев, налейте винааааааааааа!

И Макс разливал портвейн в единственный стакан, точно дозируя на слух по количеству бульков...



О, восхитительный портвейн! Зачем так мысли мне пьянишь?

О, удивительный романс! Зачем так душу бередишь?

О, незабвенные друзья! Как молоды мы были, как искренне дружили!..

 

На сакраментальный вопросы: «кто автор и когда написан «Поручик»? Даже всезнающий Google не знает точного ответа. Претендентов полно:

- Генерал Белой армии Григорий Гончаренко?

- Бывший зек и шансонье Михаил Звездинский?

- Примазавшиеся к первому исполнителю романса Аркадию Северному его кореша: В. Роменский или В. Кацишевский?

- Есть и другие…

Если это настоящий белогвардейский романс из времён «Белые vs Красные», то вполне передаёт реальный трагизм той эпохи.

Если он из времен хрущевской оттепели, то это превосходная стилизация с вымышленными поручиками и корнетами, которая немало способствовала романтизации белого движения и пониманию как царские офицеры противостояли в битве за Россию озверевшему красному сброду.

Но кто бы и когда бы ни был его автором, это замечательный романс, передающий дух мужской дружбы, борьбы за своё дело и, несмотря на горечь поражения, напоминающий, что никогда не следует падать духом. А на мой дилетантский вкус – шедевр жанра и, возможно, лучший городской романс XX века.

 Вот он в исполнении Александра Малинина.


                  

 

4 комментария:



  1. Хорошо, что это видео с Малининым вставили.

    ОтветитьУдалить
  2. Перечитал! С удовольствием! Г.К.

    ОтветитьУдалить
  3. Как автор хочу ещё раз пояснить, что в тексте пытался слить воедино изящную словесность, песни и музыку, фото и видео изображения. В этом же его революционность! Получилось - не получилось? Нужен такой опыт-не нужен? Хотелось дискуссии, хотя бы среди редакторов. Увы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все что вы пишите получается. Опыт всегда нужен и любой.

      Удалить