вторник, 1 сентября 2020 г.

БРЮССЕЛЬСКАЯ ОСЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ГОДА

 Гумер КАРИМОВ

 ДОРОЖНЫЙ ДНЕВНИК ЮФИМА САНИИ

 (17.11.2019, воскресенье)


Сегодня отбываем на автовокзал, дальше наш путь лежит в Париж. Спасибо, Брюссель! До свидания, Бельгия! Здесь мы провели три чудесных дня, отметились на VIII международном фестивале «Евразия: Открытый мир» и успели посмотреть главные достопримечательности бельгийской столицы.

Вылетели 13 ноября, за час 20 минут долетели до Риги и томились в аэропорту 4 часа. Хорошо, что Тоня купила дорожные шахматы. И когда вконец измучила меня своим победоносным шествием по шахматному полю, переключилась на Уве, немца, томившегося рядом с нами, но в ожидании рейса в Берлин. И он тоже ей проиграл.

Наконец объявили посадку, к 18 часам добрались до Брюсселя. Потом таксист Марио (итальянец, которого Тошка сразу окрестила «мафиози»), больше часа катал нас по вечернему дождливому городу, якобы не мог найти наш отель, хотя мы ему дали телефон хозяина, чтобы позвонил, что он и сделал, в конце концов, содрав с нас почти 70 евро.  Приехали в отель, а он закрыт! Подергали ручку двери, в растерянности зашли в соседний фаст-фуд, а там сидит группа молодых людей. Спросил. Встает парень лет тридцати, хозяин отеля Стефан. Быстро провел нас в номер, вместо ключа дал магнитную карту, включающую свет и открывающую двери, и исчез. Мы оставили вещи, спустились в магазин, купили молока, банку бельгийского пива, сахар и чай. В кафе заказали шашлык.

Что бросилось в глаза? Бульвар ду Миди (Boulevard du Midi) – центр города. Но квартал, кажется, облюбовали эмигранты, в основном, арабы. Здесь их очень много, ведут себя шумно, вызывающе даже, будто провоцируют. Как-то даже не по себе, вернулись в отель, жена поставила чайник, я распаковал богаж, нам предстояло прожить здесь четыре дня. Быстро поужинали и легли спать. Все, мы в Брюсселе. Спим.

  (18.11.19, понедельник)

  


Проснулся в 6 утра, послушал звуки просыпающегося Парижа и вновь уснул. Но сквозь дрему казалось: мы еще в Брюсселе, все перемешалось в сознании, как в доме Облонских, память в этом миксте событий совершенно запуталась! Воспоминания наплывают друг на  друга, а все потому, что дни, проведенные на VIII Открытом Евразийском литературном фестивале и книжном форуме (OEBF 2019) в бельгийской столице были настолько насыщены, что не могло быть и речи о том, чтобы что-то успеть записать.  Дни заканчивались поздно, и, придя в номер, мы падали от усталости и засыпали.

Поэтому сейчас, в данный момент, в 10 утра мы с Тоней в квартире № 1 на 4 этаже дома № 3 по rue de Poissy. Тошка сделала зарядку, теперь аппетитно завтракает, я уже позавтракал и теперь пишу. Но пишу о том, что происходило 14 ноября,  за  200 километров отсюда на бульваре du Midu 61, в отеле со странным названием “Game of rooms” (Игра комнат). Сразу объясню: хозяин Стефан молодой человек и, как большинство молодых людей – меломан, но, кажется, поклонник классического рока. Потому что, поднимаясь по лестнице и проходя мимо дверей номеров, я обратил внимание, что вместе с номером комнаты висит фотография и чье-нибудь имя: № 1 Andy Warhol; Энди Уорхол — американский художник, дизайнер, писатель и коллекционер. Он стал одной из самых известных фигур в истории поп-арт-движения и современного искусства. Уорхол умер в 1987 году в возрасте 58 лет. Однажды американский рок-музыкант Элис Купер купил у  него картину за две с половиной тысячи долларов «Маленький электрический стул» и забыл об этом. У него в кладовке, свернутая в  рулон, она пролежала много лет. По словам менеджера певца Шепа Гордона, Купер и Уорхол подружились в 1972 году в Нью-Йорке. «Тогда никто не думал, что работа чего-то стоит. Энди Уорхол еще не был тем самым Энди Уорхолом. И все происходило в круговороте наркотиков и алкоголя», — объяснил менеджер Купера. Произведение выполнено в красно-черных тонах. На нем изображен электрический стул, на котором в 1953 году были казнены Юлиус и Этель Розенберги, американские коммунисты, обвиненные в передаче СССР разработанных в США чертежей ядерной бомбы. Работа вошла в серию Уорхола «Смерть и катастрофа». Про «Маленький электрический стул» вспомнили, когда такое же произведение из серии «Смерть и катастрофа», исполненное в зелено-черных цветах, продали за 11,6 миллиона долларов на аукционе Christie’s в ноябре 2015 года. Но Купер отказался продавать произведение, заявив, что повесит его у себя дома.

Кстати, под номером пять значится комната с именем David Bowie. Про Энди Уорхола он написал песенку:

Andy Warhol looks a scream

Hang him on my wall

Andy Warhol, Silver Screen

Can't tell them apart at all.

 (Энди Уорхол смотрит крик.

Повесьте его на моей стене
Энди Уорхол и киноэкран
Отличить их почти невозможно.)

 Дэвид Боуи (настоящее имя Дэвид Роберт Джонс; David Robert Jones, родился 8 января 1947 года в пригороде Лондона Брикстон) - британский рок-музыкант.

 Здесь есть комнаты, где незримо присутствует британский певец  Mick Jagger (Мик Джаггер), Jonny Hallyday, конечно же The Beatles, The Rolling Stones и другие. Мы с Тоней оказались в № 13 и над нашей кроватью висел сам Дарт Ве́йдер (Darth Vader) — центральный персонаж первых шести эпизодов саги «Звездные войны».


Мы вышли из отеля, спросили у темнокожего молодого человека с блистательным английским языком, в каком направлении нам двигаться в сторону Экспохолла и, проигнорировав его совет воспользоваться метро, пошли пешком. То было неправильное решение, но сначала нам было весело шагать по утреннему Брюсселю, любоваться удивительной старинной бельгийской архитектурой, но потом стало закрадываться сомнение: а туда ли мы идем? Несколько раз останавливали прохожих – спрашивали. Все были любезны, отзывчивы, но дорогу объясняли по-разному, или мы просто не понимали их, учитывая уровень моего английского, да ведь и  у них родной язык – французский. Увидели метро, решили воспользоваться. Но, увы! Почему-то с карты Visa Сбербанка автоматы не захотели принимать наши евро, хотя я специально завел евро-карту.  Сделать кэш тоже не получилось: автомат не принимал бумажных денег, а монетами мы еще не обзавелись. Нам любезно пытались помочь, но ничего не вышло! Потеряв много времени, мы обескураженные вышли из метро.

Тут нам повезло. Какой-то парень, спешивший утром на работу, набрал номер на своем мобильнике и вызвал для нас такси: «Ждите здесь 5-10 минут». И ушел. Мы посматривали на часы. Церемония открытия фестиваля должна была начаться в 10 утра. Времени оставалось все меньше, наконец такси  подъехало, из него вышли пожилая и молодая особы-мусульманки, и водитель посадил нас. И подвез к самому входу Экспохолла. Там мы оставили верхнюю одежду в гардеробе (кстати, за деньги), и подошли к Reception. Туда же подошел и Марат Ахмеджанов, я узнал его по фотографиям. Вице-президент гильдии помог нам зарегистрироваться и получить бейджи. Мы вошли в огромный зал выставочного центра. Так начался этот наполненный до краев день открытия VIII Евразийского Литературного фестиваля «Открытый мир», продолжавшийся до позднего вечера.

  14.11.2019

В конференц-зале фестиваля мы с Антониной сели скромно на «камчатке», но с этим не согласился вице-президент Марат Ахмеджанов, пересадивший нас на первый ряд. Так мы оказались в ряду с дипломатами. На церемонии открытия выступили почетные гости:  посол Таджикистана Эркинхон Рахматуллозода, посол Кыргызстана Мухтар Джумалиев и советник-посланник посольства Казахстана — Ерболат Сембаев.

Про Открытый Евразийский Литературный фестиваль и книжный форум (OEBF) опубликован подробный пресс-релиз  https://mail.rambler.ru/#/folder/INBOX/313463, где все отлично и в полном объеме — рассказано. Желающих получить информацию об этом замечательном событии даю ссылку. Здесь же скажу только, что это единственный ежегодный литературный фестиваль в мире, который продвигает евразийскую литературу и культуру на международном уровне. Будучи связующим звеном между Востоком и Западом, это уникальное событие дает возможность творческим людям рассказать о своих проектах и поделиться опытом, найти единомышленников из разных стран, с которыми можно осуществлять совместные проекты.


В этом году церемония открытия фестиваля была посвящена 175-летию Абая и состоялась 14 ноября в Брюссельском Экспоцентре, где выступили с приветственной речью и поделились своими мыслями о вкладе творчества Абая Кунанбаева в мировую литературу спикеры: Джонатан Фрайер (британский историк, исследователь), Марат Ахмеджанов (вице-председатель ECG London) и Бегиджан Ахмедов (писатель из Кыргызстана),  торжественно вручивший Марату Ахмеджанову орден фонда “Честь и мужество” (Россия) и представил свою книгу “Странник”. В тот же день состоялась панельная дискуссия, посвященная творчеству великого  писателя Чингиза Айтматова и влиянию наследия Абая на мировую литературу.

Имена Абая и Айтматова великие, дискуссии, проведенные в их честь великолепными профессионалами-литературоведами, были чрезвычайно интересны, но было немного досадно, что наряду с ними не прозвучало имя моего великого земляка и тезки, поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима), столетний юбилей которого отмечался в октябре. В тот же день, вечером на приеме у посла Кыргызстана Мухтара Джумалиева, по согласованию с Маратом Ахмеджановым, читая свои стихи, я попытался хоть как-то сгладить этот досадный факт, рассказав немного о нем: «К последнему своему стихотворению я поставил эпиграф из Мустая Карима: «Не русский я, но россиянин».  22 октября отмечалось столетие моего земляка, я не могу не сказать об этом на таком замечательном форуме: пусть здесь прозвучат несколько строк башкирского поэта:

И в ясный день, и вечером морозным, Чернее сумрак или зной лютей, Я путь определяю не по звездам, А — как по звездам — по глазам людей. По радостным, печальным и серьезным... Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться. Чтоб в песне не солгать, не ошибиться».

 Но я забегаю вперед. После церемонии открытия для нам устроили   экскурсию по выставке, где в основном представлены замечательные некоммерческие социально-ориентированные проекты. Главный их смысл –помощь людям.

Затем был обед: прекрасное время знакомств и общения. И вообще, за три дня фестиваля мы обрели столько новых друзей со всех концов света, талантливых пишущих людей, мастеров слова. О некоторых из них попробую рассказать в своих «Брюссельских встречах».

 После обеда объявили «Free time» - свободное время до половины пятого, и мы пошли с Тошкой знакомиться с бельгийской столицей. В двух шагах от Экспо-холла находится знаменитый Атомиум, туда мы и устремились. Погода для прогулки просто отличная, главное, не было дождя.

 АТОМИУМ


Как выражается молодежь на своем сленге Ато́миум — одна из главных  «фишек» Брюсселя, его символ. Он был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года архитектором Андре Ватеркейном как идея века атома и мирного использования атомной энергии. Построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Мы без устали ползали с Тошкой внутри этого чуда, поражаясь человеческому гению, надо же было этому Андре до такого додуматься! Мы не поленились, нанесли визиты ко всем шести доступным шарам, а еще посмотрели фильм о том, как он строился: это настоящий триллер, который смотришь, затаив дыхание. Строительная техника в 1958 году была еще очень далека от совершенства и «монтажники-высотники» демонстрировали такие чудеса альпинизма, ловкости и смелости, что Николай Рыбников в фильме «Высота» просто отдыхает.

Первоначально покрытие было алюминиевым, но после завершённого в феврале 2006 года капитального ремонта — сооружение покрыли стальной оболочкой, состоит из девяти сфер («атомов»), которые объединены в конструкцию, изображающую кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 млрд раз. Высота Атомиума составляет 102 м, вес — около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер — 18 м. Шесть из них являются доступными для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и соединительные коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в верхнем шаре Атомиума.

Непосредственно вблизи Атомиума расположена «Мини Европа» — парк миниатюр с копиями наиболее знаменитых сооружений Европы в масштабе 1:25.

 

МИНИ ЕВРОПА


Непосредственно вблизи Атомиума расположена «Мини Европа» — парк миниатюр с копиями наиболее знаменитых сооружений городов Европы в масштабе 1:25.


 

Это как раз тот случай, когда твой «преклонный» возраст не имеет никакого значения, ты просто превращаешься в ребенка, забыв обо всем на свете!  Спешишь по дорожке в страну детства, неважно какую – Франция это или Англия, нажимаешь кнопку: звучит гимн: «Марсельеза» или «Боже, храни королеву!». Сейчас ты с двух метров рассматриваешь Эйфелеву башню, а через неделю будешь пыхтеть, преодолевая 700-ю ступень этой башни -  фантастика! Здесь установлены игровые пульты, с помощью которых можно управлять катерами, устраивать морские мини-баталии, тушить мини-пожары, можно вместе с полицейским гоняться за похитителем картин. Тошка была в роли жулика, убегающего от полицейского с «Джокондой» подмышкой, и долго бежала по импровизированной дорожке от преследования, пока ее не «пристрелил» полицейский). А еще можно сжечь огромный нефтебак или на катере догонять террористов. Отсюда просто не хочется уходить, но время неумолимо приближается к половине пятого, к этому времени мы должны вернуться на выставку и отправиться на прием к послу Киргизии.

 

 НА ПРИЕМЕ

 


На приеме у посла мы с женой были впервые. Нам обоим казалось, что это такое официальное мероприятие «застегнутых пуговиц», чопорное, с гостями VIP, где все по протоколу… Возможно, оно так и есть, но только не на этой вечеринке на улице 47, Rue de l"Abbaye/Abdijstraat, где мы собрались 14 ноября вечером. Скорее это было похоже на студенческую «тусовку», веселую, шумную и… вкусную, потому что здесь гостей прежде всего накормили горячим и обильным ужином, картофельными и грибными цыбриками с креветками, пловом разных видов, напитками, в том числе каким-то национальным, зеленоватого цвета, из большого сосуда в форме бочонка с краником.

Потом были выступления, веселые речи, шутки,  читались стихи на разных языках. Хозяин посол Кыргызстана Мухтар Джумалиев излучал радушие и истинное восточное гостеприимство. И в этом не было ни позы, ни нарочитости, он сам по себе такой – широколицый, улыбчивый, солнечный человек.

 Само здание посольства расположено в тихом районе, недалеко от исторического центра Брюсселя. О том, что здесь находится дипломатическая миссия, напоминает флаг Кыргызстана. Посольство Кыргызстана в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Франции расположено в Брюсселе (Бельгия) и было открыто еще писателем Чингизом Айтматовым в 1994 году и его работа длилась до 2006 года.

Дом - трехэтажный, в нем работают пять человек. Первый этаж предназначен для приемов. Здесь две комнаты. В левой - массивная мебель и национальные инструменты. А в правой - менее официальной - развешены фотографии первого посла - писателя Чингиза Айтматова. Есть там и выход в небольшой сад. Он зеленый, с красивыми деревьями и каменными заборами от соседей. Здесь проводят приемы и ведут беседы дипломаты.


В кабинете посла я с волнительным ощущением посидел за столом, за которым работал Чингиз Торекулович. Задал  вопрос: а что было написано Айтматовым  за этим столом? Послом Киргизии он стал в 1994 году. Тогда выходили книги: «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием «Снежный барс». Это было последнее произведение Айтматова.

А вы знаете, как называют это посольство в Брюсселе? «Дом Айтматова». До сих пор. 

 

15.11.2019

 15 ноября мы с Тошкой на фестиваль не поехали, отпросились. В этот день обсуждались дела минувшего 2018 года, к нам, новичкам, это не имело отношения, хотя, конечно, все было бы интересно послушать, но приходилось выбирать приоритеты. А приоритетом был Брюссель! Ведь мы заранее все запланировали: после Бельгии нас ждала Франция, куда мы должны были выехать 17-го утром: 16-го – день подведения  итогов фестиваля, для нас самый важный день. А мы еще так мало гуляли по бельгийской столице, даже в центре не были! Туда мы и поехали с утра на такси. Почему-то по Брюсселю мы передвигались главным образом на такси, а в Париже быстро освоились в метро. Так получилось. Я уже рассказывал, что наш первый визит в брюссельскую подземку закончился неудачно. Возможно, поэтому мы вообще отказались от метро. И хотя такси там удовольствие не дешевое, но по комфорту – вне конкуренции. Быстро и без проблем доставило нас в центр. 

Что такое центр Брюсселя? На оживленных улицах всегда многолюдно. Туристов как магнитом




тянет в помпезную и желанную столицу Евросоюза. Говорят, летом на Гранд-Плас и прилегающих улицах не отыскать свободного места в кафе и даже на мостовой (особенно, когда площадь покрывается великолепным цветочным ковром из бегоний). Мы оказались здесь в ноябре, но в музеях и живописных дворцах города также многолюдно.

Пожалуй, первое, что приходит на ум при упоминании Брюсселя, – это Писающий мальчик и знаменитый бельгийский шоколад. Первого мы так и не увидели, а шоколад на той же площади Гранд-Плас в магазинах дают попробовать. Просто так, бесплатно. Мы попробовали: очень вкусный! Тошка купила несколько упаковок на подарки. Так что, бог с ним, с Писающим мальчиком. Кстати, только в Брюсселе мы узнали, что еще тут появилась и Писающая девочка. Несомненно, это символизирует ироничный и свободолюбивый дух бельгийцев.

Скульптура «Писающая девочка» тоже является фонтаном. Это современная композиция 1987 года. Согласно одной из версий, фигура девочки появилась благодаря местному ресторатору Дебуври, которому было обидно за женщин. Несправедливость состояла в том, что «Писающий мальчик есть», а девочки – нет. С появлением фонтана оба пола были уравнены в своих правах. Впрочем, девочку мы тоже не видели.

Поцелуемся Брюссель!

Но в городе есть и другие, не менее знаковые места: дворцы в стиле готики, барокко и ампира, исторические торговые галереи, музеи, полные бесценных произведений искусства, а также претенциозные современные здания административных органов Европейского союза. В Интернете я прочитал, что по мнению Виктора Гюго, Гранд-Плас превосходит по красоте все центральные площади европейских столиц. Это живописное место существует с XII столетия. Здесь шумели рынки, проходили важные общественные собрания, и решалась судьба города. Активная застройка площади началась в XV веке. За несколько столетий Гранд-Плас окружили настоящие архитектурные шедевры: ратуша, Хлебный дом, фонтаны, дома торговых гильдий. Обо всем этом мы узнали, побывав в музее  города на Гранд-Плас. Это тот самый Хлебный дом, который появился в XIII веке. В первой половине XVII века, в период правления Карла V, его реконструировали в готическом стиле и назвали Домом короля. Сооружение это настоящая жемчужина центральной площади Гранд-Плас. Здание как будто сплетено из кружева, его изящные арки и пролеты создают ощущение полета и стремления ввысь. Первоначально Хлебный дом использовался как склад для хлеба, потом был тюрьмой, а после превратился в таможню. В итоге сюда переселилось семейство герцога Брабантского. В наши дни в здании находится музей Брюсселя, известный полотнами знаменитых художников. Мы с Тошкой с удовольствием бродили там пару часов.

Напротив дома короля - элегантное, «воздушное» и нарядное сооружение в стиле поздней готики, украшающее бельгийскую столицу. Ратушу начали возводить в начале XV столетия. По задумке авторов проекта, будущий дом городского совета должен был символизировать могущество и значимость Брюсселя как важной торговой столицы. Архитекторам удалось воплотить свой замысел, и сейчас ратуша является одним из самых красивых зданий в Брюсселе. Когда мы пришли на площадь, на балкон после церемонии бракосочетания вышла элегантная пара с гостями. Жених и невеста запустили в небо голубей. Я вспомнил как наша Юлька в Москве вместе со своим новоиспеченным мужем Женей, выйдя из храма после венчания, тоже запускали голубей.

Между тем, город готовился к рождественским праздникам: на главную площадь столицы уже завезли заготовки для новогодней елки. Её будут конструировать из нескольких десятков молодых трехметровых живых ёлочек. Наверное, она будет великолепной. Для нее сооружен как основание деревянный помост. Тошка даже подумала, не будут ли здесь кому-нибудь рубить голову. Но пора уже уходить с площади. Ведь нам надо еще успеть в Музей живописи.

Выйдя с площади по узенькой улочке (не запомнил название), мы попали на Гору искусств. Вдали можно увидеть базилику Сакре-Кёр. Кажется, до нее рукой подать, но впечатление это обманчиво, на самом деле до нее около 5 км, а это минимум час пешком, но зато отсюда всего 5-10 минут спуска до Королевского дворца. Действующая резиденция бельгийских королей открыта для посещения во время отсутствия монаршей семьи (на самом деле, они практически не бывают в этом месте). Дворец располагается в центре города рядом с историческими площадями и городским парком. Но мы туда не пошли. Не стали искать и Лакенский дворец. Хотя, говорят, здесь всегда полно туристов.  В этом особняке на севере Брюсселя действительно живет королевская семья, в то время как Королевский дворец является всего лишь формальной резиденцией.
Только проезжая мимо, мы видели и здание Европарламента. Внушительное сооружение современной архитектуры из стекла и стали. По задумке архитекторов, оно должно было выглядеть «недостроенным», так как в ЕС объединились еще не все страны географической Европы. Внутри заседает Европейский парламент – главный надгосударственный законодательный орган Европейского союза.

Глаза в Брюсселе разбегаются, все хочется посмотреть, но где взять время? Несколько раз из такси мы видели Брюссельский Кафедральный собор XIII века, напоминающий французский Нотр-Дам. Писатель В. Гюго считал его единственным настоящим готическим храмом. А таких культовых сооружений с великолепной архитектурой в бельгийской столице немало: про базилику Сакре-Кёр мы уже упоминали. Нотр-Дам-де-Лакен - Католический храм в неоготическом стиле, расположенный неподалеку от Лакенского дворца. Внутри располагается усыпальница бельгийских монархов. Нотр-Дам-дю-Саблон, Готический храм XV – начала XVI вв., возведенный на средства военных гильдий на площади Саблон.  А музеи! Сколько их в Брюсселе! Королевские музеи изящных искусств, Музейный комплекс, размещенный в четырех зданиях. В него входят: Музей старинного искусства, Музей современного искусства, Музей Константина Менье, Музей Антуан Вирца, Музей «Fin de siècle». Коллекция насчитывает более 20 тысяч картин и скульптур. Здесь хранится выдающееся собрание голландской, итальянской, французской и фламандской живописи. Музей Магритт.  Мы выбрали современное искусство и не прогадали!
Музей состоит из работ известного бельгийского сюрреалиста Р. Магритт. Он открылся в 2009 году. Здесь выставляется более 200 работ автора – рисунки, полотна, рекламные плакаты, фотографии. Музей претендует на звание полноценного центра исследования творчества и наследия художника. Нам несказанно повезло! Будто бы специально к нашему приезду Королевские музеи изящных искусств Бельгии посвятили большую выставку осеннего сезона 2019 года двум знаменитым сюрреалистам — Сальвадору Дали и Рене Магритту. Показ «Дали и Магритт. Две иконы сюрреализма в диалоге» впервые, как считают кураторы, обнажает связь между двумя величайшими художниками и лидерами сюрреалистического движения. Сальвадор Дали и Рене Магритт встретились впервые в Париже весной 1929 года в окружении великих имен художественного авангарда. В августе того же года, по приглашению Дали, Магритт отправляется в его дом в Кадакесе. Тем же «сюрреалистическим летом» к Дали приезжают Элюар, Миро и Бунюэль...

Каталонец Дали и бельгиец Магритт демонстрируют удивительную близость, несмотря на их очень разные творения и личности. Оба художника стремятся бросить вызов реальности, подвергнуть сомнению обычный взгляд и поколебать нашу уверенность в реальности всего происходящего.

Выставка в Брюсселе раскрывает личные, философские и эстетические связи между двумя художниками через сотню картин, скульптур, фотографий, рисунков из 40 мировых собраний. Я не помню, где еще я получал такое эстетическое и философское наслаждение! Не могли оторваться! Все выставленные работы притягивали взгляд, перед каждой мы подолгу останавливались, пытаясь разгадать замысел мастера и понять смысл. У каждого из нас, наверное, будут свои версии, свои ассоциации.

Показ организован при содействии фондов Магритта и «Гала — Сальвадор Дали», он приурочен к десятилетию Музея Магритта, входящего в комплекс Королевских музеев изящных искусств, где собрана самая большая коллекция произведений художника.

 Мы были счастливы! Долго бродили здесь, не хотелось уходить, но пришлось. Банально проголодались. И вернулись на Гранд-Плас, зашли в маленький ресторанчик с видом на дом Короля. И отвели душу. Замечательную компанию нам составил роскошный кот, который отведав кусочек рыбки, принятый от Тони, уютно устроился за спиной жены. Кота звали Патрик.



Патрик

 

16.11.2019, среда

 

16 ноября - заключительный день работы фестиваля. Мы собрались в просторном зале брюссельского общества саентологии на улице Ватерлоо. Здесь большие круглые столы. Подводим итоги Восьмого международного литературного конкурса. Все мы сейчас превратились в спикеров, каждому из нас предстоит держать речь, посвященную представленному на  конкурс произведению. Впрочем, об итогах нашего форума подробно  и отлично в Пресс-релизе. Поэтому я не буду повторяться. Мне хочется говорить о другом. О своих впечатлениях от этого события. Первое, в чем я должен публично признаться: я был счастлив! Счастлив - оказаться там, в центре единой Европы, в этом блистательном окружении лучших представителей национальных культур! Все это похоже на какую-то фантастическую икебану, ради этого действительно стоило приехать в Брюссель!  Искренне благодарен организаторам международного фестиваля -  нашему вице-президенту, энергичному и доброму Марату Ахмеджанову, очаровательной Ангелине Красногир: еще в процессе нашего виртуального знакомства она была моим истинным и добрым поводырем в совершенно неведомом мне доселе мире. Смею думать, мы подружились, активно переписывались, и я надеюсь, очная встреча лишь укрепила нашу дружбу. Видимо, неслучайно в корне  ее имени скрыт добрый ангел-хранитель! Уже на фестивале познакомился с добрым и заботливым помощником Викторией. Вообще должен сказать, у Марата отличная команда, способная оперативно решать любые, даже самые сложные задачи.

На этот фестиваль мы привезли с Тоней свои книги и подарили их организаторам.

Выступая на фестивале в качестве спикера, немного рассказал о нашем литературном объединении «Царскосельская лира», основанного еще легендарным поэтом и переводчиком, правнучатой племянницей знаменитого переводчика «Илиады» и «Одиссеи» Николая Ивановича Гнедича  Татьяной Григорьевной Гнедич. Вот уже 13 лет как я веду это лито. В прошлом году у нас был юбилей: 55-летие лито «Царскосельская лира».

С фестивалем «Открытая Евразия» нас роднит многое, ведь не зря наш небольшой город Пушкин - это огромный «открытый» мир. Его недаром  называют «городом муз».  Мы, царскоселы, вообще считаем Царское Село меккой российской словесности. Ведь императорская резиденция стала литературной колыбелью не только для Пушкина, но и для многих поэтов и писателей до него и после: Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Державин… Анненский, Ахматова, Гумилев… Список знаменитых имен можно легко продолжать…

Новелла Матвеева как-то сказала: «Я имела нескромность родиться в Царском Селе». Мы с Антониной Каримовой имеем нескромность жить и работать в Царском Селе.

Прощаться с фестивалем было немного грустно, ведь здесь мы обрели много новых друзей – талантливых поэтов, прозаиков, художников со всех концов света! Надеюсь, зародившаяся дружба продолжится. Спасибо тебе, Брюссель! До свидания! Ты стал для нас в эти дни не только столицей Евросоюза, но и центром нашего творческого союза Евразия!

 

О, Господи! Это Я!

Антонина на выставке Рене Магрита



Московский балет в Брюсселе


Музей брюссельского пива


 

 

 

 

 

 

 

 



 

4 комментария:

  1. Алдона! Мы с Тошкой в восторге! Спасибо! Отлично сделано!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже понравилось читать Ваш рассказ. Воспоминания наплыли.

    ОтветитьУдалить
  3. Александр Курочкин17 сентября 2020 г. в 21:12

    Хороший рассказ! Как будто заново пережил эти дни в Брюсселе.

    ОтветитьУдалить
  4. как нам всем повезло с Брюсселем! Я, правда, удивилась, что нигде нет китайцев, ни в аэроплоту, ни в городе. Потом, вернувшись, через месяц, узнала. О тогда ничто не омрачало нашей радости - ни болезнь, ни война, ни выборы в США.

    ОтветитьУдалить