суббота, 5 сентября 2020 г.

Алтынай Темирова (Кыргызстан) поэт, драматург, переводчица


 LONDON –

каменный «эпос» традиций,

каменная легенда веков,

каменная са`га

о прекрасных леди и лордах,

вдруг ожившая

в древних, таинственных замках,

в конце каменных тротуаров!..

За каждым шагом, как будто

стучит и бьётся их сердце...

О, Боги!.. Загадочные истории,

как клад – в богатом истоке...

Оглядываю из настоящего,

общаясь со временем прошлым...

как с туманом, или с дождями,

или как с солнцем Азии!..

О древний Альбион!

Ты соткан из фантазий!..


* * *

Сон – это явь.

Жизнь – обманчивый сон...

Не знающий, верить чему,

каждый страдалец

счастлив по-своему.

Как след черно-бурой лисицы,

манящий охотника ловко.

«Идём! – говорят сонмы лживых теней,

за руку цепко хватая, –

Буду я счастьем твоим,

бери у меня всё, что хочешь...».

...Измерив их взглядом одним,

Я ухожу без оглядки.

Кто знает, какие дороги лежат впереди,

какую скорбь и мудрость какую

преподнесёт нам жизнь? –

Века не дают ответов

На тайны её вопросов.

ЛЮБОВЬ?!.

Тебя убивали

тысячи... тысячи раз,

сжигали

в крематории душ

беспощадно... –


ты тем же платила...

Всё – квиты!..

Но, не познав тебя,

Кто узнает себя? –

Люди не узнают.

Как камни в реке обтекает вода,

так обходит и жизнь не любивших.

Оживите себя,

о люди,

укрощайтесь – любя!..

* * *

«Мертвый город»

(к г.Балыкчи)

Нет ни души...

Все спрятались в дома за стены,

редки машины и такси...

Лишь бешено танцует ветер,

как пёс, сорвавшийся с цепи,

рыдая, пыль несёт с песками,

подолы дерзко рвёт из рук.

Железом ржавых крыш гремит

и в окна посохом стучит.

Злой и обидчивый ревнивец,

не жалко никого ему.

И солнце, как Луна дневная,

едва просвечивает мглу.

Так одиноко над могилой

вдова по мужу своему

тоскует и под ветра вой,

наверно, плачет над собой.

Гудит ущелье, в барабаны

остервенело ветер бьёт,

то песни шалые поёт –

ненастья золотой долины

в плену у злого колдуна:

ему быль прошлого видна.

Он воет о своём величье,

не усмиряясь, гонит прочь

чужие тайны. Безразличен

к ним «мёртвый город».

Ветра мощь

лишь опечалит на мгновенье.

Терзает ветер улиц тени...


* * *

ИСПОВЕДЬ КИРГИЗА

М А Н А С -

Мой Мухаммед!

Мой Будда!

Мой Иса!

Мой Шива, мой Бог!

Моё поднебесье – Мой Тенир!

Моё творение и спасение!..

Кровь моей крови,

Душа моей души!..

Моё сердце, истерзанное веками!..

Моя печень, кровоточащая на камни...

...Так беспощаден клюв,

Эпохи Перемен,

Входящей в силу!

* * *

Ж И З Н Ь –

глухонемой, суровый инквизитор

всех времён, всех эпох... –

подвергающий нас

разным пыткам,

разным «шуткам».

все цвета, все чувства, все ощущения –

только попытка,

чтоб жить и быть,

крепко привязанные

к красной чётке –

Судьбе –

такой загадочной,

таинственной,

как красавица

в вуали,

привлекающая

вечно

нас...

* * *

По горам и по долинам

бродит Осень в платье длинном,

разрумянив щёки...

Только в долгой той дороге

истрепалось чудо-платье,

красно-жёлтые заплаты

обрывает ветер.

Но туман в своих объятьях

закрывает дыры платья,

и проходит торопливо

Осень, спотыкаясь, мимо...

* * *

На горе Лунного цветка


Лунный цветочек

в весенних сумерках,

багрово-лиловых, как Лилит...

всего лишь яркий кусочек –

призрачной любви на планете,

отраженный в одном цветке –

каждою весной

царствующей на этой горе!..

В безумии страсти,

как всегда,

столько сердец стремится

сюда,

столько ног сбивается

в кровь,

столько рук протягивается,

вновь,

цвет тот лунный сорвать,

от любви умирая!..

...Тоскует душа, изнывая

по деве луноликой, Айгуль,

красавице из легенды-преданья,

возлюбленной богатыря,

защищавшего ее от погибели-поруганья

в жестокой схватке, беспощадной битве...

Теперь он высится горой величавой,

она же – пылает чудным цветком,

в его молчаливых объятиях...

на века неразлучны они –

одаривая мир красотою

волшебною, светлою,

чарами любви окутанною, –

став редкостью

краснокнижною!..

* * *

ЧЕЛОВЕК-СОЛНЦЕ

(древний рисунок на камне)

– 1 –

Я комочек энергии,

Играющий Огнем,

Называемым Жизнью!..

Вал за валом вскипала волна,

Солнцем сияющим вознеся!

Меня лелеяли века,

Овевали ветра,

Омывали воды,

Заносило Времени песком.

Запечатлела то навсегда

Древняя горная скала.

И вот наконец я с вами!

Человек-Солнце!

Примите меня!..

– 2 –


Я стар, как эти горы,

Древнее, чем эти холмы,

Я вечный странник твой,

И спутник твой,

Я – Человек!

Мне вечной колыбелью были горы,

И, как ель, вдруг выросшая в них,

Оседлав окаменевшие волны,

По океану жизни

Вечно плыву...

И песню древнее, чем эти горы,

Исторгаю из недр души...

Я прошлое твоё и настоящее.

Я твой Огонь, творец!

Я буду всегда!..

* * *

(Ч.Т. Айтматову)

Что значит Смерть?!

Сильна ль она над нами?!

Внезапно лучшего из лучших

Смерть вырвала из рук земных.

Что значит Смерть?!

Холодная и злая?!

Титан стал целью

Её жадных рук...

Смерть поглотила

Жизнь, не разбирая

Кто перед ней:

Слеп ненасытный Рок

Глашатая души земного рая

Он уберечь от смерти не помог.

Ты молча слушал

По тебе скорбящих.

На смертном одре

Прах бессильно стыл.

Ты был велик и в смерти –

В настоящем

И будущем

Бессмертный дух твой жил!

Комментариев нет:

Отправить комментарий