суббота, 13 июля 2024 г.

Антонио Вивальди. Интересные факты биографии. Алдона Групас/ Римма Богатова


Ах, Вивальди! Кто не слышал его знаменитых концертов «Времёна года», которые спустя столетия остаются потрясающими произведениями искусства и ничуть не меркнут? Его музыкальный талант обнаружил себя уже в раннем детстве. Его отец Джованни Баттиста, профессиональный скрипач, заметил его музыкальные способности и начал учить музыке, однако, возможно, из-за слабого здоровья сына родители решили, что Антонио должен стать священником -- ведь тогда положение в обществе ему будет обеспечено.

Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте пятнадцати с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание вратаря — низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню. 


Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать помощником священника, минуя специальную духовную семинарию, поскольку все эти годы музыка была главным его увлечением и ей он посвящал всё свободное время. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза. Антонио получил сан священника и право служить мессы, но вскоре перестал это делать, сославшись на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что этот рыжий священник -- а у него была копна огненно-рыжих волос -- однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице

запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место».  Но это не осталось незамеченным высшими церковными чинами и ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

В сентябре 1703 года, вскоре после вступления в сан священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских "консерваторий" -- музыкальную школу при женском монастыре «Оспедале делла Пиета». Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.


Став педагогом одного из лучших высших музыкальных заведений Венеции, Вивальди окунулся в среду с давними традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых смелых творческих замыслов.

Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других подобных учебных заведений Венеции.

В 1713 году  Вивальди обращается к новому для него жанру — опере, которая на долгие годы станет важной сферой его деятельности. Несмотря на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложения из других мест, он остался верен венецианской консерватории и неизменно возвращался в нее после длительных отпусков.

После пяти лет растущего признания в Венеции слава Вивальди как выдающегося оперного композитора быстро распространяется на другие города Италии и различные страны Европы.


В первые годы своих оперных турне Вивальди еще связан с Венецией. Однако затем ситуация меняется, поскольку в 1720 году композитор поступает на  службу к маркграфу Филиппу фон Гессен-Дармштадскому, возглавлявшему в то время войска австрийского императора в Мантуе.


С пребыванием в Мантуе связано событие, оказавшее значительное влияние на всю последующую судьбу Вивальди — его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Современники находили Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом: «Она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».  https://obzor.lt/news/n89029.html 

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, которые в то время были чреваты опасностями и лишениями.

Вивальди, будучи священником, имел очень дружественные отношения с сестрами Жиро, что вызывало неодобрение со стороны представителей церкви, так как это считалось неподобающим для священнослужителя. Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. Как явствует из его письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением. В своем письме Вивальди с твердостью защищает честь и достоинство своих спутниц, всегда говоря о них с большим уважением. Это показывает, что, несмотря на осуждение со стороны церкви, он считал свои отношения с сестрами Жиро достойными и уважительными.  После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вместе с ним приезжает и Анна, которую острые на язык венецианцы скоро назовут «подругой рыжего священника». В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как "лучшие скрипачи города".

  В свои 35 лет Антонио работал в театре за троих: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, причем, не только в венецианском театре Сан-Анджело, совладельцем которого он стал, но и в других городах.

Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила одышка, но он как будто не замечал этого.

Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.


Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз композитору поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту присвоил себе. Его пытались судить, но он, будучи к тому времени композитором с европейским именем, сумел выкрутиться.

 

Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди Бах переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков ошибочно считались произведениями Баха.


В начале 1730-х годов Вивальди пережил творческий спад, и его музыка стала менее популярной. Он покинул Венецию и оставшиеся годы провел в других городах Европы, включая Вену и Амстердам.

Несмотря на преклонный возраст, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В 1736 году в Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида», а на следующий год во Флоренции -- «Джиневра, принцесса шотландская». Однако вскоре, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы. 16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции от имени кардинала Руффо запретил ему въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, — писал композитор, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».

По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб. Отношения Вивальди с администрацией семинарии тоже продолжали ухудшаться — и не только из-за его частых путешествий. В годы, когда в Италии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка Вивальди уже казалась устаревшей.

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался со своей музыкальной школой "Оспедалле делла Пьета", которая на протяжении многих лет была обязана ему своей музыкальной славой.

Последнее упоминание его имени в документах этого учебного заведения связано с распродажей им 29 августа 1740 года партитур множества концертов -- по одному дукату за штуку. Такая дешевизна, вероятно , объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию, поскольку на 62-м году жизни он принял мужественное решение навсегда покинуть

неблагодарную родину и искать признания на чужбине. Но долго он там не прожил и, всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года «от внутреннего воспаления», как было записано в погребальном протоколе.

Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди "Времена года" признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры -- перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца. Выдающееся творение маэстро подарило ему посмертную славу и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей -- горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким непостоянным миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий