Удивительный полуостров. Удивительный во всем, и поэтому нет к нему равнодушных. Приехавшие активно хвалят его природу и красоты, историческое наследие и так же энергично, активно ругают местных – неумехи, безалаберные, безответственные, расслабленные, ленивые… Местные в ответ придумали ловкое слово для обозначения всех и сразу недовольных: понаехавшие. Эта война длится уже давно. Ну как давно – 40 тысяч лет точно.
Принесли они с собой
А начиналось так… Жили-были неандертальцы. Да-да, у нас в Крыму жили неандертальцы и охотились на диких лошадей. Найдены стоянки, скелеты, орудия и прочие артефакты. Вот эти жители Крыма и оказались коренными. А потом понаехали кроманьонцы. Вытеснили и истребили бедных неандертальцев, забрали их охотничьи угодья, заселили лучшие места на Южном берегу... Но, как говорится «не рой яму другому…»
Кроманьонцев подвинули тавры, тавров – киммерийцы, киммерийцев – скифы, скифов – греки. Потом тяжелой поступью нагруженных скарбом легионеров на Крым двинулись римляне. Имперские порядки наводить. Как сказал Цицерон: «omnia mea mecum porto». Вот они и послушались, и «все свое принесли с собой». Правда, великий оратор изначально не совсем то имел в виду, но зашли широким охватом, принесли с собой и внутренний порядок, и внешний. И немножко навели его на месте, как всегда делали педантичные римляне. Но потом в Евразии началось великое переселение народов. Крым не остался в стороне (он вообще редко оставался в стороне). Готы прошлись пешком, гунны прокатились конницей, а за ними пришли предприимчивые булгары и хазары. Несколько веков все было нормально, и вот снова понеслось – сначала монголо-татары, потом приплыли богатые генуэзцы и выкупили лучшие места Южного берега. Генуэзские купцы тогда мощно двигали Европу к новым векам, организовали торговые колонии на Великом шелковом пути, профинансировали смуту Мамая. Потом, правда, притормозили, видимо, поистратились. В общем, подзадержавшихся в Крыму генуэзцев и готов снова вытеснили татары и ногайцы, устроили Крымское ханство и построили столицу Бахчисарай. И всё было бы тихо, если бы в один миг не начали буянить османы. Тоже империя, решившая немного расширить свои северные границы и влить в крымчан горячую восточную кровь. Но им помешала Екатерина Великая и Потемкин. Снова все завертелось – греков частично вывезли, завезли русских и других греков, а также поляков, немцев, эстонцев, болгар (после гонений на болгар от Турции), армян (после гонений на армян от Турции), снова итальянцев – чтобы торговать - и еще Бог весть сколько народов понемножку. Всех привлекал Крым и Чёрное море.
Едва они подружились…
А почему б не привлекать – земля есть, горы есть, море есть, порты построили, база русского флота в Севастополе, торговля – Феодосия и Керчь. И все вроде уже подружились и переняли манеры друг друга. Один сосед другого приветствует на татарском, а татары верят в целительные силы православных источников. Но снова-здорово – Крымская война, Балаклава, потеря Черноморского флота, падение Севастополя. И, на удивление, никто не косится с подозрением на итальянцев.
Только Севастополь восстал из пепла, как один из главных городов русской славы, только все устаканилось - снова бунт, теперь уже внутренний: 1917 год поставил на дыбы всю Россию. Белые погнали красных - бей их пока не побелеют. Красные погнали белых – бей их пока не покраснеют. Флаг над полуостровом менялся, как в калейдоскопе. Опять же не обошлось без террора – и красного, и белого – а как без него в таких серьезных случаях. Опять кого не перебили, тот умер от голода или эмигрировал, не желая разделять новую идеологию совершенно другой, какой-то уже чужой страны.
И снова поехали, строить и жить
А потом Великая Отечественная, депортация. Греков, армян, болгар, немцев, итальянцев и татар – вон с полуострова. Но свято место пусто не бывает. Опять же надо восстанавливать разрушенное. И опять понаехали со всего Советского Союза. И чего ж не ехать – тепло, светло, красиво, море рядом… Передача Крыма Украине после развала СССР по счастью обошлась без расстрелов и резни, как у ряда соседей. Но моральный осадочек у жителей полуострова остался. Сюда понавезли: вывески - на украинском, документы – на украинском, идеи – чуждые, лица – чужие. Началась идейная перековка. Но закаленные крымчане, превратившиеся за много веков в дикий сплав местных неандертальцев и понаехавших кроманьонцев и прочих (кровей, мнений, языков и культур!) мало гнулись и совсем не ломались. Затем Украина отхлынула, вернее, ее немножко подвинули. Не без помощи самих крымчан. И сейчас вот – уже окультуренный и еще по-прежнему дикий бизнес ринулся покорять теперь уже бывший украинский Крым. Люди из больших городов заходят в Крым зачастую хозяевами мира, как раньше рыжеватый с холодными глазами англичанин или чернявый идальго приезжали в страны, где много пальм и диких обезьян. Но если англичане насаждали свои манеры в обертке миссии мировой цивилизации (остатки этого, кстати, остались во многих уголках мира и вполне даже работают), то в случае с Крымом по-разному бывает: кто с добром и ласковым словом, а кто к доброму слову прилагает кулак, чтоб добиться большего.
Коренные понаехавшие
Но мало кто из приезжающих понимает, что на этой небольшой территории дышит дух противления иному. Тому, что приходит из-за крымских границ. Слишком часто и малоприятными методами действовали все те множества, которые заходили в Крым тяжелой поступью завоевателя или хитрыми путями торговцев и купцов. При этом – странное дело – мало кто из самих крымчан может сказать, что еще Бог весть в каком веке его предки жили тут или вот тут. Мало здесь коренных. Все пришлые кроманьонцы - переплавленные, прижившиеся, срощенные один с другим незримыми узами островного сознания, такого же, наверное, как в Ирландии и на Сицилии, на Кипре и Сардинии, на Корсике и Кубе. Все время кого-то привлекает местность, все время кто-то норовит прийти и сделать по-своему. Завоевать, в общем. Крым – особый мир, и психотип крымчан еще не изучен, наверное, потому что слишком мало было времени для мирной и спокойной жизни у полуострова, чтобы заниматься такими мелочами – здесь всегда история пляшет на острие иглы и мировые события носятся над полуостровом, и ветер этот сносит головы.
А вот не надо так с нами
Не, мы не ленивые, не расслабленные и не глупые – мы просто другие. Нам не все равно, если кто-то здесь хочет прорубить тоннель через горы на Южный берег, установить непонятную статую, приехать, покататься по заповеднику на квадроцикле, разнеся немножко краснокнижной фауны, и уехать обратно в свои большие и малые дальние города работать и зарабатывать. Чтобы потом снова зайти к нам в Крым «отдохнуть». Нам не все равно, если нас хотят использовать, или обобрать, получив золото за стеклянные бусы, или загадить нашу землю. Вы придете и уйдете, а нам здесь жить. И двигать нас не надо – нас так часто двигали, что мы даже на шутливые попытки реагируем остро. Иногда слишком остро. За нами наследие тысячелетий сдвигания, уплотнения, переформатирования и перевоспитания. И пусть среди нас нет коренных, мы здесь пустили корни. И если не уедем (или нас не уедут) отсюда, то останемся здесь навсегда. Как, возможно, и многие из вас, кто приехал и проникся удивительным, не похожим ни на какой другой и одновременно похожим на сотни уголков мира краем и его жителями. Со странным островным характером, меняющимся во времени, но остающимся неизменным в корне. В корнях, которых у нас нет, но которые держат нас здесь.
Прекрасный исторический путеводитель! Замечательно и легко написано о сложном. Мира всем!
ОтветитьУдалитьОтличный путеводитель! Кратко, с юмором и по существу! Спасибо, автору, прочла на одном дыхании.
ОтветитьУдалить