вторник, 2 марта 2021 г.

Архетипы сознания.

Лана Тимофеева 


«Политика – искусство возможного, 
                        искусство – политика невозможного»  

 А. Смолич

               Я и Сальвадор Дали 


 


          А. Смолич   Михаил Горбачев. Сошедший

Философия коллективного бессознательного и архетипы, как опорные точки этого бессознательного, являются образной системой, на которой строятся сюжеты картин художника Анатолия Смолича. Это философия Карла Юнга, являет собой парадоксальную теорию о глубинах человеческого бессознательного подчиненного социальной среде. В творчестве, как и в науке, как и во всех сферах жизни поиск происходит либо от ума, либо от души. Вектор поиска устремлен либо к логике, либо к чувству, интуиции. Интуитивная логика и рациональная интуиция, это две области, в которых живет творческий разум. По мнению самого Смолича, он рационалист, несмотря на то, что многие называют его искусство сюрреалистическим, сам художник утверждает, что образы его картин, это четко выверенные знаки, построенные на анализе событий и характеров. Иррациональное искусство глубинно, рациональное искусство глубоко. Картины художника, как головоломка, состоящая из абстрактных информационных понятий в результате разгадывания которой, получаем конкретный узнаваемый образ, угадываемый на языке символов. Но свое искусство сам художник называет эзотерическим, ибо играть своим воображением с образами картин может только человек достаточно посвященный, духовно богатый. Его картины, это зов к разуму. Через подсознание к разуму, а не к сну этого разума. Энергетика картин чрезвычайно высока.
     Однажды на выставке, при просмотре работ у одной дамы начала болеть голова, на что она пожаловалась художнику. Это ваши архетипы вступили в диалог с архетипами картин, пояснил художник.

Да, познание собственного бессознательного дается нелегко. Недопонимание может перерасти в раздражение, но… все новое, по выражению классика, — раздражает всегда, пока не станет нормой. Информ-искусство делает свои первые шаги. Хочется только пожелать больше зрителей, у который «болит голова». Интеллектуальные перегрузки в этом случае во вред не пойдут.

    Чёрный квадрат

Ах! Малевич! На протяжение века его «Черный квадрат» является произведением, вокруг которого не утихают споры. Мистический, завораживающий черный квадрат. И всего-то, просто квадрат, просто черный.
        Я увидела эту картину в 90-х в центральном доме художника на Крымском валу. Я соприкоснулась с великим! Маленькая картинка с небрежным черным квадратом. Картина, которая перевернула мир, изменила сознание масс введя символ, как единицу измерения образа.
        Просто квадрат. Одна из статичных, даже не самостоятельных фигур. Квадрат — это четырехугольник, который является одновременно частным случаем ромба и прямоугольника. Это некая производная от чего-то, вследствие произведенных изменений, путем приведения четырехугольника в состояние равновесия получается квадрат. Устойчивый, стабильный, незыблемый. Черный на белом, как отрицание самого отрицания. Черная дыра в нигде. Отсутствие чего бы то ни было в том, чего нет. Малевич был шутник! Его супрематизм — это точно просчитанная математическая модель отрицания отрицания. Этакая анти мандола всего, в результате которой рождается абсолютно новое символическое сознание, наполненное образами, ассоциациями, которых нет в реальном мире. Закодированный образ в абсолютной форме созданной человеческим разумом. И так просто назвать свое великое творение тем чем оно является – «Черный квадрат». Факт по факту. Ничего лишнего. Истина, которая вдруг открылась и обрела свое воплощение в простой, предельно простой форме, которой нет в природе. Но которая непреложна, как математическая величина для любого ученого. Трудно представить что-то более совершенное, чем эта маленькая картина, которая таит в себе столько смыслов, над которой будут ломать головы еще ни одно поколений искусствоведов и художников, желая разгадать творческий гений мастера, подарившего миру простую тайну «Черный квадрат».

Комментариев нет:

Отправить комментарий