К середине 90-х годов на улицах Алматы стали
появляться японские и европейские автомобили-иномарки. Крутые тачки, о которых
ранее можно было только мечтать или любоваться в иллюстрированных журналах,
теперь можно было потрогать, погладить и даже прокатиться. И вот, однажды
приятель прокатил в мерседесе. Просторный салон, кожаная обивка; а когда дал
газу, так вдавило в кресло, что каждую клеточку тела пронзило ощущение
скорости. Вот это иномарка! После такой презентации моя ласточка – ВАЗ 2108 -
недавняя краса и гордость перестала вызывать восхищение и стала казаться гадким
утёнком в лебединой стае. А соседи по улице подзуживали:
- Когда пересядешь на иномарку?
- Все бизнесмены уже ездят на мерсах и ауди.
Я, конечно, парировал:
- Так российская «Лада» теперь иномарка.
Но отмазка была слабой. От характеристик и
фотографий японских, европейских и американских моделей в журнале «За рулём»
текли слюнки, но ехать в Германию за настоящей иномаркой было страшновато, да и
деньги уходили на реконструкцию дома.
Тем временем, строительный бум в городе был в
самом разгаре - коттеджи новых
нуворишей, росли, как грибы после дождя. На собственном опыте убедился, что для
большого особняка нужна современная автономная система отопления, а не
допотопная советская печь «Медео». Такое отопление – довольно сложная
инженерная система, и для её монтажа и обслуживания нужны
специалисты-теплотехники. А тогда на этом рынке – конь не валялся. Один из
друзей-бизнесменов решил стать первопроходчиком: нашёл фирму-компаньона в
Германии и открыл совместное предприятие по поставкам и монтажу автоматических
котлов и горелок. Мне он предложил поехать в Гамбург на инженерную стажировку
за счёт немецкой фирмы.
Вот, она – госпожа Удача! На ловца и зверь
бежит! Туда на самолёте – обратно своим ходом на иномарке.
Райнбек.
Электро-Ойл
На стоянке ждал мерседес. Willkommen in Deutschland!
Офис фирмы «Электро-Ойл» по производству автономных отопительных котлов и автоматических горелок располагался в небольшом городке Райнбек под Гамбургом. Немцы со своим deutsche Ordnung отнеслись к нашей стажировке с присущей им серьёзностью и педантичностью: проводили лекции и семинары, водили на экскурсию по производственным цехам, учили замерам токсичности дымовых газов, контролировали усвоение новых знаний. Наш куратор – молодой инженер Андреас говорил на немецком, а Фазыл переводил на казахский. Когда специальных терминов на казахском не хватало, и я смотрел вопросительно на Андреаса, тот пытался объяснить на английском:
- Okay, okay! Sehr gut.
По сравнению с моей экспериментальной
установкой в ИВТАНе*: с наносекундным мощным лазером, с вакуумной системой, со
скоростными осциллографами, спектрофотометром, фотоумножителями и прочей
измерительной аппаратурой, - все эти котлы, горелки, трубы и электротэны
казались детскими игрушками. Ну, а то, чего не знал – с энтузиазмом мотал на
ус. А вот худой и бледный Серик выглядел болезненно и слегка не от мира сего;
ничего в автоматике не понимал, да и не старался. Герр Андреас удивлялся такому
азиатскому контрасту: заторможенности Серика и моему схватыванию уроков на
лету.
Я тоже удивлялся окружающему: приветливые
люди, чистые улицы, скоростные автобаны, крутые иномарки, автоматические котлы
и горелки «Электро-Ойл», работа инженеров и остального персонала фирмы, - во
всём немецкий порядок и качество - deutsche Ordnung&Qualitat!
Ну и бонусом от фирмы «Электро-Ойл» стала
прогулка по Гамбургу.
Серик приболел и остался в отеле, а Андреас
повел меня с Фазылом в маленький кабачок
возле порта, где, как он уверял, мы
попробуем потрясающий фирменный seafood.
- Tintenfisch! – торжественно провозгласил Андреас,
щёлкнув пальцами, и официант внёс большое блюдо, на котором темно-коричневые
щупальца осьминога лежали в окружении маленьких белых кальмаров и серебристых
рыбок.
Бррр! – я внутренне содрогнулся… Но под белый
рейнский рислинг и тосты о вечной дружбе между Германией и Казахстаном
тинтенфиш был успешно съеден. Осьминог не произвёл особого впечатления, а вот
рислинг был великолепен. После ужина командование парадом перешло к Фазылу, и
он повел на Рипербан.
Как и в каждом большом портовом городе, для
сексуальноозабоченных моряков и прочих туристов в Гамбурге
есть своя «греховная миля» - улица Рипербан. Для меня этот район был связан с
незабвенной «ливерпульской четвёркой» (тогда ещё пятёркой), которые в начале
60-х ночами напролёт «зажигали» в её ночных
клубах. Как я ни просил
Фазыла показать хоть одно такое заведение, он махал рукой и уверял, что за 30 с
лишним лет всё давно перестроено.
Ночная жизнь «греховной мили» только
начиналась. Загорались неоновые вывески дансингов, кинотеатров, ночных
кабаре, пип-шоу, секс-шопов, стриптиз клубов. Неоновая
лава, отражаясь в окнах зданий, стекала с вывесок на тротуары и заливала
туристов, зевак и нас, ведомых Фазылом. Пристававшего и что-то
шептавшего парня, он, не останавливаясь, резко отшил:
На углу отходящей вбок узкой улицы он остановился и предложил:
- Grosse Freiheit – Great Freedom, - крикнул вслед Андреас.
Хербертштрассе была перегорожена забором с калиткой, через которую полицейский патруль пропускал только взрослых мужчин. Полицай оглядел меня, предупредил: «Nicht foto! No foto!», - и открыл калитку.
В субботу, пока чуйские кенты пьянствовали, она поехала со мной в Грос-Герау и показала это место. Всё было закрыто на выходные до понедельника, но на заборе висела афиша с интригующей надписью огромными буквами: «Gebrauchtwagen für eine Marke». Подержанная иномарка за одну марку - это же мечта идиота! Надпись ниже потребовала перевода и гласила: «Широкий выбор, низкие цены и предпродажная подготовка». Это звучало более реалистично. Неужели опять госпожа Удача повернулась лицом? Надо готовить ружьё – зверь сам бежит на ловца! Но что делать до вторника?.. Я вспомнил про двоюродного брата в Мюнхене, а жена Виктора помогла найти авторент-фирму и предоставила свою кредитную карту в качестве гарантии… Вот это гостеприимство казахендойче! Рахмет! Danke shon!
Beep - beep, beep - beep yeееh!
В понедельник я вернулся в Грос-Герау и пошел посмотреть на «широкий выбор и низкие цены». Из универсалов были зелёная субару легаси и белый фольксваген пассат – оба 1990 года. У пассата люк в крыше, но нет радио, а у легаси богаче комплектация и цена на 300 марок дешевле (тогда 2DM = 1$). А вот начальная цена в одну марку была только у старой и убитой красной тойоты – действительно, мечта идиота.
- Ein… Zwei… Drei… Verkauft!
|
Серик приобрёл старенький красный гольф.
В течение пары часов нам оформили документы и
выдали транзитные номера. Во Франкфурте, вспомнив совет Фазыла, заехали в
супермаркет и затарились для раздачи гаишникам самыми дешёвыми упаковками
баночного пива, блоками жвачки и парой порножурналов. Ну всё, а теперь Drang nach Osten до Алматы. Ударим автопробегом по евразийским дорогам! Первый этап - от
Франкфурта на Майне до Франкфурта на Одере.
Без радио, лишь под тихую мелодию мотора
и змеиный шелест шин
пассат мчится по правой полосе автобана; сзади - красный гольф; слева
проносятся ауди, мерсы, порше. Интересно, на что способен фольксваген? Жму на
газ и выруливаю на левую полосу. Скорость -100 – 120 – 140 – 150… Сердце уходит
в пятки, но пассат летит, как по рельсам. Дааа, это не
вазовская «восьмёрка»! Это deutsche Qualitat! Может, и к
лучшему, что достался белый «ариец», а не зелёный «японец». Вдруг сзади мигает фарами черная ауди ТТ,
требуя освободить полосу…
Эх, дороги Германии – скорости мания!
Скорость их бог.
На автобанах – тормоза в барабанах
Спят там без задних ног.
Воздух сгущаясь, давит в стекло.
Едешь как в тесте.
Скорость – за сто,
Скорость – под двести!
А у мотора лишь лёгкая дрожь.
В норме давление масла.
Бампер со свистом режет пространство,
Словно отточенный нож.
Утром, при выезде из мотеля я с видом знатока принялся изучать карту и, видимо, произвёл впечатление на таких же новичков–перегонщиков. За нами пристроились пять или шесть авто. Получившаяся автоколонна оказалась лакомым куском для рэкетиров. Скорее всего, хозяева приграничных мотелей были в сговоре с автобандитами. Как только шоссе углубилось в лес, сзади засигналил и догнал старый форд; и молодой парень, сидящий рядом с водителем, стал тыкать в карту – мол остановись и подскажи дорогу. Я, пожав плечами, жму на газ. Но по асфальту, продавленному большегрузами, не разгонишься, да и впереди едут фура за фурой. Парень, убрав карту, достал пистолет, опустил стекло, машет и кричит, требуя остановиться. Блефует? Может ненастоящий?.. Парень начал целиться в переднее колесо, а водитель – прижимать меня к обочине. Пришлось остановиться. За мной остановилась вся колонна. Четыре бандита, выскочив из форда, потребовали выйти всем водителям. Молодой, угрожая пистолетом, выкрикивал по-русски:
- Сесть на корточки! Руки за голову! При
попытке к бегству стреляю без предупреждения.
Главарь - в шляпе и с сигаретой во рту,
видимо, косящий под Аль Капоне и говорящий с польским акцентом, потребовал:
- С каждой машины по 100 марок. Шибко, шибко!
Шевелитесь!
Я попытался поторговаться:
- Командир, нам же далеко, в Казахстан - 7000
км. Не доедем. Не хватит на бензин - замерзнем в степи. Не бери грех на душу.
- В такую даль? О, Матка боска! - «Аль Капоне»
задрал голову и перекрестился. - Добже. С вас двоих – по 50.
Собрав деньги, он вытащил клочок бумаги и
написал: «Оplata pobrana», - расписался и сунул мне эту бумажку в руки.
- Покажешь. Будут приставать – молвишь, что
побрал Аль Капоне.
Форд развернулся и смылся, а униженные и
оскорблённые поехали дальше. Значит будут приставать ещё? О, Матка Боска! Не
страна, а бандитское логово! Вперёд, вперёд, Drang nach Osten без
остановок! Познань и Варшаву мы объехали, сверяясь по карте, по узким, зато не
продавленным и пустынным сельским дорогам…
Какое разительное отличие дорожной сети двух
стран! Какое наглядное отличие двух
систем! У капиталистов – многополосные автобаны, зоны отдыха с кафе, сервисными
центрами, заправками, на которых бензин – «пальчики оближешь»; а место
отправления естественных нужд похоже на благоухающий и сияющий кафелем дворец.
Когда в первый раз я попал в такой немецкий дворец, то при мытье рук с
недоумением встал возле умывальника, не находя ручку крана. Мучился и ощупывал
смеситель, пока ладонь случайно не попала под носик, и вода полилась
(тепленькая!); убрал руку – струя прекратилась. Наконец, дошло, что воду
автоматически включает/выключает ИК-датчик... Ну, а наследие социализма –
дороги с продавленным асфальтом; по международному шоссе едешь, как по степной
колее; в придорожном сервисе - деревянные «▼(М) и ●(Ж)»
с дырками в полу, грязью и вонью; и, конечно, подарочный бонус - авторэкетиры.
Вспомнился и польский коньяк «Наполеон»…** Полония, пся крев!
СНГ.
Дай что-нибудь
Осенняя пора - очей очарованье. По сторонам -
картофельные поля и лесные массивы, одетые в багрец и в золото. Над всей Евразией -
безоблачное небо, на всём пути - неизменный придорожный сервис: питьевые
фонтанчики, деревянные «дворцы» с буквами «М» и «Ж» и «заботливые»
представители государственной автоинспекции.
Особенно мелочные и противные были в Беларуси.
Вон он, гад, опять маячит, за спиною жезл
прячет… тормозит, а это значит:
- Где аптечка?
Показываю.
- Огнетушитель?.. Знак аварийной остановки?..
Показываю… Гаишник скривился от разочарования:
- Ну, дай что-нибудь.
Достаю банку пива:
- Вот самое лучшее немецкое пиво. Держи… Себе
везу. От сердца отрываю.
- Ладно… Езжай… Всё равно не довезёшь.
И точно! Не довёз… Всё ушло на такой мелкий
рэкет, а в случае нарушений к пиву и жвачке добавлял порножурнал.
Миновав Уральские горы, под Челябинском
свернули на юго-восток, в Троицке – Кайраке пересекли российско-казахстанскую
границу. На целинной земле Кустаная шла битва за урожай. По сторонам дороги
комбайны бороздили пшеничные моря, наполняя золотом полей закрома родины.
«Вьётся дорога длинная, здравствуй, земля целинная…». Салем, Казахстан! Тревоги
за неизвестность дороги, за скачущий российский курс марки, за козни гаишников
рассеялись и остались мысли о доме, о жене, детях. Остался последний этап от
Кокшетау до Алматы.
Алга, арийцы! Ударим автопробегом по казахской
степи! Врубаю пятую и давлю на газ…
Казахстан. Участь
арийцев
«Но тот,
который во мне сидит, думает по-другому» В. Высоцкий
Эх,
степи да степи, пустой горизонт.
То холод, то зной…
Мне нужен ремонт,
А беспечный водила
То поит меня не бензином - бурдой,
То выжимает последние силы.
Суёт и пихает в салон короба.
Но я ведь ему не степная арба!
И даже не
родственник русских ИЖей.
Ну, разве похож я на эти уродины?
Я чистый ариец
благородных кровей.
И помню дороги покинутой родины.
Дороги Саксонии…
дороги
Баварии…
Порше и субару… За милями мили…
Ни капли иронии,
ни страха
аварии.
Сколько бензина мы вместе пропили!
Сколько пробега на ось намотали!
Эх, Казахстан, дороги твои -
Ямы да лужи, да засады ГАИ.
Я за порядок, а внутри - нигилист -
Глупый мальчишка!
Жезла взмах, раздается свист.
Вон из кустов выбегает гаишник.
Мне б отдохнуть, но снова отказ.
И за рулем, который в утробе,
Пятую врубит и давит на газ.
Что за водила? Меня он угробит...
Что за страна? Oh, mein Gott!
Всё здесь не то! Наоборот!
Кто как захочет - так и рулит,
Едет не в такт, невпопад тормозит...
Вот и занос… Лечу под откос...
P.S. В действительности всё
не так, как на самом деле.
Надо отдать должное белому арийцу – за 7000 км
пути он ни разу не подвёл того, кто в утробе. А вот красного арийца приходилось
ремонтировать в пути… И трагедия произошла… Хотя гольф ни при чём.
Тот, кто утробе - «попав в занос, полетел под откос». Через
несколько дней после возвращения в Алматы Серика нашли в гольфе мёртвым -
скончался от передоза… Алла қабыл етсін!
______________________________________
*См. «Блеск и нищета
вечеренкизма» literaturnyiportal.blogspot.com/2020/11/blog-post_52.html
**См. «Коньяк
«Наполеон» literaturnyiportal.blogspot.com/2021/02/blog-post_1.html
Спасибо, Мурат, за интересное повествование!)) как будто вместе с вами попутешествовала)
ОтветитьУдалитьСпасибо за ссылку, Мурат! Занятно, конечно, читать, живя в Германии.
ОтветитьУдалить