Мурат Уали
(мнение дилетанта)
«Ах! Малевич! На протяжение века его «Черный квадрат» является произведением, вокруг которого не утихают споры». Ну, коли так, ввяжусь в споры и я.
В парижском Центре современного искусства им. Жоржа Помпиду народу совсем немного. В больших и светлых, но пустынных залах широко представлен contemporary art с отпечатками женских грудей на холстах, даже с пустыми холстами, с плакатами «Слава КПСС», верёвками, кучами мусора и прочими унылыми современными инсталляциями. Некоторый интерес вызвал лишь портрет Элизабет Тейлор - серия ретушированных фото Энди Уорхола.
После огромных очередей в Лувр и музей д′Орсе наглядно виден интерес зрителей к живописи XX и XXI века. После классики Да Винчи, Рубенса, Давида; модерна Ван Гога, Моне, Ренуара народ не ломится на авангард Пикассо, Кандинского и Малевича. Стало ясно, что современные художники, перестав копировать окружающую реальность, начали видоизменять её и создавать заново свою субъективную реальность. Вопрос в другом – кому она интересна?
В 2015 году, в год
столетия «Черного квадрата» Малевича реставраторы Третьяковской галереи
обнаружили на картине под слоем черной краски авторскую надпись: «Битва негров
в тёмной пещере». Что это значит?
Википедия отвечает,
что в 1854 - 1905 годах жил во Франции экстравагантный журналист, поэт и
юморист по имени Альфонс Алле. Как оказалось, в 1882 году за тридцать три года
до Малевича француз нарисовал свой черный квадрат и назвал его «Битва негров в
пещере ночью». Он же нарисовал в 1883 г белый квадрат и назвал «Анемичные
девицы идут к первому причастию в снежную пору». В 1884 был нарисован красный
квадрат «Сбор помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами».
Эти картины Алле выставлял на шутливой выставке «Отвязные искусства» в одном из
парижских кафе. Он не был художником и не придавал этим рисункам особого
значения. Он был просто отвязным парижским юмористом, и для него это была
просто хохма, эпатаж, игра ума и красок 😉😉😉.
Анемичные девицы идут к первому
причастию в снежную пору. Алле 1883 г.
Битва
негров в пещере ночью. Алле 1882 г.
А вот у Малевича,
видимо, не было ни чувства юмора, ни воображения (как и у большинства
художников, за исключением Сальватора Дали). Он вполне серьёзно повторил
рисунки француза Алле, превратив монохромные цвета и простые геометрические
фигуры (квадрат, круг, крест) в символы абстракционизма-супрематизма. Конечно,
в революционную эпоху художник держал революционный шаг – левой, левой, левой!
И, сбросив классику с корабля современности (как и некоторые поэты), сделал из
Черного квадрата свою любимую Музу.
Ничего мистического и завораживающего, примитивное отрицание классики, просто
черный квадрат; куда ему до блистательной «битвы негров в пещере ночью». А вот, если бы Малевич нарисовал Красный
квадрат и дал ему название «Чекисты, выполняющие революционный долг», то это
действительно было бы символично и завораживающе!
Как жалко
художников! Понятно, что им хочется выпендриться и нарисовать свою Музу так,
как никто ранее не рисовал. Но похоже, что в современности любой портрет их
любимой обречен на повторение пройденного. Современные парижские художники,
творящие на Монмартре, за €100 нарисуют ваш портрет в любом стиле: реализм,
сюрреализм, кубизм, импрессионизм, абстракционизм, супрематизм и др., а если
походить и поторговаться, можно найти художника-азиата, который согласится и за
€40…
На парижском маршруте: Лувр - д′Орсе - Центр Помпиду – Монмартр, - генезис изобразительного искусства бросается в глаза. Теперь, хоть я и дилетант в живописи, если вижу на картине Джоконду, то безошибочно определяю, что это Да Винчи; если голые женщины с целлюлитом - это Рубенс; если на картине Наполеон – это Давид; если у некрасивой женщины блестящие глаза – Ренуар; если геометрическая фигура – Малевич; если люди, похожие на горилл - Смолич; если вижу тупое повторение одного и того же – это Уорхол; если ничего не вижу – это Contemporary Art.J
На парижском маршруте: Лувр - д′Орсе - Центр Помпиду – Монмартр, - генезис изобразительного искусства бросается в глаза. Теперь, хоть я и дилетант в живописи, если вижу на картине Джоконду, то безошибочно определяю, что это Да Винчи; если голые женщины с целлюлитом - это Рубенс; если на картине Наполеон – это Давид; если у некрасивой женщины блестящие глаза – Ренуар; если геометрическая фигура – Малевич; если люди, похожие на горилл - Смолич; если вижу тупое повторение одного и того же – это Уорхол; если ничего не вижу – это Contemporary Art.J
Ах, музы, музы
художников!.. Неужели кончилась ваша
масляно-акварельная се ля ви? Неужели все красивые и завораживающие стили уже
исчерпаны?
тонко подмечено
ОтветитьУдалить