понедельник, 1 февраля 2021 г.

Добрый Критик (Азиопа) На выдохе - стихи


На выдохе - стихи

(о стихах Ирины Егоровой)

В ноябре 2019 года в Брюсселе проходил Литературный фестиваль Евразийской Творческой Гильдии. Мы – участники фестиваля сидели в большом зале храма Сайентологии на бульваре Ватерлоо. В торце зала на экране шли видеопрезентации участников, не приехавших, но приславших свои видеоролики. Довольно скучная, но обязательная процедура. В большинстве любительских видео авторы скучными монотонными голосами рассказывали о себе каждый раз одно и то же: «родился, учился, женился (вышла замуж)… начал(а) много писать и к вечеру кое-что написал». - Тоска смертная… Я сидел, размышляя - как бы незаметно улизнуть в фойе и выпить чашечку чая…


И вдруг с экрана зазвучал звонкий женский голос. Никаких «родился, учился … начал много писать…». Рыжеволосая женщина появлялась на сцене в разных залах, в разных интерьерах, как Афродита из пены морской,  и с чувством, с толком, с расстановкой декламировала свои короткие и ироничные стихи. Это было так свежо и оригинально, что я чуть не упал со стула от неожиданности. Оh, my Guild! Женщину звали Ирина Егорова из Москвы. «Вот кто должен получить первое место в Конкурсе в номинации Поэзия», - подумал я. Но, увы, ошибся – она даже не вошла в тройку призёров. Хотя её видеопрезентация, не в пример многим унылым выступлениям вживую, была просто шик и блеск! Короче, надо быть совсем глухослепым, чтобы этого не заметить! Но тогда жюри не заметило…

 У Высоцкого в песне «Тот, который не стрелял» есть слова:

И особист Суэтин — неутомимый наш! —

                Ещё тогда приметил и взял на карандаш.
                 Он выволок на свет и приволок

Подколотый подшитый матерьял.

Никто поделать ничего не смог…

Я тоже поделать ничего не мог, но ещё тогда приметил Ирину и взял на карандаш… А после её второй публикации в нашем Литпортале, как и особист Суэтин, начал копать под Егорову. Разумеется, кое-что накопал и «выволок на свет и приволок подколотый подшитый матерьял».

Ирина - поэтесса, прозаик, эссеист, драматург, журналист, актриса, режиссер, педагог. Родилась в Одессе в 1955-м. Окончила там же физико-математическую школу. Вот оно! Удивительно ленивый и чувственный воздух Одессы-мамы и тренировка левого полушария физико-математическими задачками. Вот откуда истоки острого критического ума, чувства юмора и неиссякаемой иронии – родственная душа! Ирина пишет о себе:

«Но вот настала пора, когда меня нежданно накрыла любовь такой силы, которая соизмерима, пожалуй, только со смерчем, ураганом или цунами. Происходило это в пору моего первого замужества; я пыталась сохранить брак, всеми силами старалась вытравить из себя неуместную страсть и хранила её в глубочайшей тайне. Но чтобы этот вулкан не взорвал меня изнутри, я просто вынуждена была писать. Исступлённо-раскаленные строки выливались из меня пылающей лавой, и только тогда приходило некоторое облегчение, появлялась возможность жить дальше. Но заткнуть вулкан – дело, как выяснилось, практически невыполнимое». 

И слава богу! Сначала этот вулкан излился «Песенкой молодой ведьмы»:

Я люблю ходить голая,

У меня спина смуглая,

У меня длинны голени,

В волосах — волна круглая.

Я ведьма, богиня, чертовка, русалка,

И мне ни единой души

Не жалко, не жалко, не жалко, не жалко.

Глаза мои так хороши!

И волосы вьются, как флаги на мачте,

И пальцы тонки у руки.

Любите, желайте, стенайте и плачьте,

Смотрите, как ноги легки!..

А потом вулкан любви регулярно просыпался и изливался огнедышащей лавой, а точнее короткими и афористическими четверостишиями:

Над самой бездной, где-то с краю,
Бог знает, как, обручены…
Любимых мы не выбираем,
Но мы на них – обречены!

          *  *   *

Я с тобою пала бы
Прямо бы на палубу.
Если нету палубы -
Пала б - где попало бы!

           *  *  *

Как рыба беглая, в миру –
Вслепую я мечу икру…
И что пойдёт для бутерброда?
А что – для продолженья рода?..

Невероятная открытость, искренность и чувственность её стихов о любви, просто потрясают. При этом никакого женского многословия, сентиментальности, заламывания рук, бесконечных жалоб и стонов от неразделённой любви; никакой склонности к тоске и безысходности. Никогда бы не подумал, что женщина способна на такой оптимистический эротизм. А какие каламбурные рифмы – по 5-6-7 одинаковых букв в разных словах - высший класс! 

Отчего я на вид пожилая? -
Оттого, что с тобой пожила я!

 С тобой имела мало дела,

И потому – помолодела!

                     *  *  *

Господь слепил её спонтанно,
Из золота и серебра,
Из брызги Райского фонтана
И из Адамова ребра...
Был в состоянии аффекта –
Не ждал – такого Он  эффекта...

А какие оригинальные метафоры на зависть имажинистам: «Окоченевший бутерброд с остолбеневшим чаем»; «Я, как вино в бокал,                                                 влилась в твои объятья»; «Трепещет пенною фатой воды неистовой лавина»; «И шею из глубин задрав, пьёт пену радуга-жираф».

 А если вспомнить крылатую фразу Чехова: «Краткость – сестра таланта», напрашивается вывод что у Ирины таланта хоть отбавляй. Насколько мне – Доброму Критику известно, такой раскрепощённости и внутренней силы, поражающей читателя и зрителя, Ирина Егорова достигает не только в поэзии, но и во всём остальном: в прозе, в драматургии, в актерском мастерстве, в педагогике, в любви, в режиссуре, как Главный режиссёр московского театра КомедиантЪ. При этом она не просто живёт, она бурлит, как вулкан, и извергает на выдохе огнедышащую лаву творчества.

Дела ли, обязательства,
Легки или лихи...
На вдохе – обстоятельства,
На выдохе – стихи.
Судьба злодейкой рядится,
Но будет всё – не так.
На вдохе – неурядицы,
На выдохе – спектакль.
Отвесной стенкой лазаю...
Где счастье – не для всех.
Вдыхаю безобразие,
А выдыхаю – смех.
Пускай обступят сложности,
Из кожи лезу вновь.
На вдохе – невозможности,
На выдохе – любовь.
Ещё одно мгновение,
Совсем чуть-чуть, и вот –
На вдохе – вдохновение,
На выдохе – полёт.

Ну, а того, кто дочитал – добро пожаловать в зрительный зал.

          Где Афродитой из пены из-за кулис

          Ирина Егорова выходит на бис:

https://www.facebook.com/irina.egorova.55/videos/388176772459513

https://www.facebook.com/iegorova2/videos/3601778629858252

https://www.facebook.com/iegorova2/videos/3592156204153828

 

 

 

5 комментариев:

  1. Вот как интересно, насколько разные мнения. Вам было скучно смотреть видео, а мне очень понравились несколько видео, даже лучше, чем "живое ' представление. К сожалению Анну я не запомнила.

    ОтветитьУдалить
  2. Боавл! Ирина Егорова - фейерверк чувств и эмоций!

    ОтветитьУдалить
  3. Поразительно яркая статья, полётная и неординарная. И в то же время очень профессионально всё разобрано, с точки зрения поэтической ткани повествования. И это единственно верный подход - живую поэзию может исследовать только живое литературоведение.

    ОтветитьУдалить
  4. Замечательная статья не только по содержанию - с которым я совершенно согласен - но и по стилистике! ... Впечатление, что авторское вдохновенное вИдение передано критиком не просто адекватно, но с полным проникновением в авторскую душу (духовность) , что выражено в статье и стилистически... Браво, КРИТИК!!!!!... - Илья Лируж...

    ОтветитьУдалить