вторник, 2 февраля 2021 г.

ДОЛЖНИК. Михаил Ландбург


Пройдясь по больничному садику, старик вернулся в палату, взобрался на кровать и, будто в этом мире уже ничто не осталось заслуживающего его внимания, упёрся взглядом в одну точку. 

 - Я видел, как ты прогуливался по садику, - сказал внук Нир.

 Плечики старика шевельнулись, взгляд перебрался на внука.

     - Тебя позабавило?

     - Я рад, что после операции ты уже сам…

     Старик опустил веки. На худом, плохо побритом лице выступила узкая полоска тени. Он сказал:

     - От бабушки я узнал, что ты собираешься в Лондон.


     - Там пройдёт студенческий турнир по теннису. Вылетаю завтра, в полдень.

     Старик громко выдохнул:

      - Лондон! Завтра сможешь прогуляться по Кенсингтонскому саду. А ещё сфотографируешься под Мраморной аркой. В Лондоне это делают все. Я это тоже делал. И это, и ещё разное другое.

     - Я еду соревноваться…

     Старик продолжал своё:

     - А ещё покушай жареной картошки в доме Этли на улице Овингтон.

Нир покачал головой:

     - Турнир в Лондоне. Какая картошка?

    Старик достал из-под подушки сильно потрёпанную, пожелтевшую фотографию – молодой человек и девушка сидят за столом, а перед ними большая тарелка жареной картошки. 

    Нир догадался:

    - Это же ты, дедушка!

    Старик ткнул пальцем в девушку.

    - А это – Эвелин. Нам было весело и уютно.

    - Заметно…

    Старик встряхнул головой и, снова опустив руку под подушку, достал небольшую книжонку в серебристом переплёте. Эвелин Раш «Озарение».

    - В долгу я, - проговорил старик. -  Давний должник…

    - Интерпол не разыскивает? - рассмеялся внук.

    Старик беспокойно повёл плечом и стал вновь смотреть в одну точку. Приоткрыв рот, он на какое-то время замер, а потом стал рассказывать: «1948 год. В Лондоне был вечер юной поэтессы, а затем, когда люди стали расходиться, я подошёл к этой девушке и сказал: «Мне бы очень хотелось приобрести вашу книжку, но девять фунтов…Я беден, крайне беден. Мне обещают кое-какую работу, а пока…Могу ли я пригласить вас завтра в дом мистера Этли? Там подают жареную картошку…Отменное блюдо…» Эвелин Раш согласилась. Кажется, я влюбился не только в её стихи …

    - Вижу, - кивнул на фотографию Нир. - Счастье не скроешь…

    - Ну, да...- старик прикусил губу. - А назавтра в Палестине началась война, и я, разумеется, тут же домой вернулся…

    Как-то почтальон принёс книжку – Эвелин Раш «Озарение». Лондон был далеко, книжка была со мной. Всегда со мной. Я оказался должником: книжка стоила десять фунтов. Потом были ещё войны. И ещё, и ещё… А ты…Завтра ты будешь в Лондоне…Прошу тебя, верни мой долг. Скажешь Эвелин Раш, что тогда я был обязан вернуться домой. Эвелин Раш жила на Саймур стрит, рядом с храмом из красного кирпича.

 Нир взял из рук старика книжку, полистал её. Между обложкой и первой страницей увидел десять фунтов.

    - Я передам, - сказал Нир.

    Старик улыбнулся. Из его рта исходил кислый запах.

 

    К концу второго дня теннисный турнир закончился. Нир проиграл.

    Мраморная арка показалась скучной.

    Темза – измученной.

    Королевские гвардейцы, словно надувные куклы.

    Нир отправился на поиски улицы Саймур, но чем дальше он удалялся от района Оксфорда к югу, тем схожесть улочек и домов выступала всё явственнее.

     На ступеньках одного из домов улицы Саймур стояла пожилая женщина.  «Разыскиваю мисс Эвелин Раш», - сказал Нир. Женщина пожала плечами. Нет, мисс Эвелин Раш, ей знакома не была.  Нир постоял на пустынной улице. Ни души. У кого спросить об Эвелин Раш? На память пришли чьи-то слова: «Отцы ели кислый виноград, а на зубах детей – оскомина».

    В конце улицы виднелось красное пятно телефонной будки.      

    Нир снял трубку, опустил монету.

    - Кира! Ты как?

    - Тоскую.

    - Я тоже.

    - Как Лондон?

    - Не успел разобраться. Вчера был турнир, а через пять часов вылетаем домой. А ещё я с поручением от моего дедушки...

    Провалилась монета. Потом ещё. И ещё – последняя.

    «Господи, последняя…»

    Нир просунул руку в карман. Бумажка в десять фунтов.

    Через две улицы овощная лавка. Пожилой продавец.

     - Эвелину Раш знаете?

   Продавец не знал.

    - Десять фунтов разменяете монетами?

    - Держи!

    - Благодарю вас!

    Телефонная будка рядом с храмом.

    - Кира, лондонские телефоны самые прожорливые в мире.

    - Что ты сказал?

    - Я сказал, что ужасно рад тебя слышать.

    - А я тебя.

    - Кира, ты очень тоскуешь?

    - Ещё как! А ты?

    - Что за вопрос?

    - Нет, ты скажи!

    - Ты ведь знаешь…

    - Нет, скажи!

    - Проклятые монеты!

    - Что?

    - Кира, постарайся говорить чуть быстрее?

    - Почему быстрее?        

    - Эти проклятые монеты… …

    Нир взглянул на ладонь. Остались пять монет. Прошептал: «Кира, прости». И набрал другой номер.

    - Дедушка, когда тебе станет легче, мы полетим в Лондон вместе, и ты покажешь, как здесь кушают жареную картошку, а ещё мы отправимся в парк святого Джеймса. Мы вместе…

    - Ты и я? Ты вправду так думаешь?

    - Я люблю тебя, дедушка.

    - Ты отыскал её? Ты Эвелин Раш видел?

    - Дедушка, когда ты поправишься, мы с тобой…

    - Я спросил тебя об Эвелин Раш.

    - Тебе станет легче, и тогда мы с тобой…

    - Ты встретил Эвелин Раш?

    - Мы полетим в Лондон и вместе встретимся с Эвелин Раш.

    - Выходит, ты не…А как же мой долг?

    Монета скользнула,

                                    упала,

                                              провалилась.

    Последняя монета.

    Самая последняя.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий