среда, 7 октября 2020 г.

Медленные верлибры Алтынай Темировой


Верлибр – сложная форма, которая обманывает своей мнимой простотой и раскованностью.

Когда стихи спаяны размером и рифмой, писать их не сложнее, а проще. Цельность верлибра достигается только ритмом и, что главное, смыслом.

Когда противопоставляются в единстве луна и солнце – это прекрасный образец верлибра.

Алтынай Темирова воссоздает всю красоту мира и души.

Поэтесса простым ясным языком, четким точным верлибром излагает старинное народное сказание:

...Тоскует душа, изнывая

по деве луноликой Айгюль,

красавице из легенды-преданья,

возлюбленной богатыря,

защищавшего ее от погибели-поруганья.


Чеканен и плавен ритм, и оттого читатель погружается в атмосферу предания, словно слыша песнь или неспешно поведанную историю. Может быть, так могла бы слагать стихи и петь песни сама прекрасная Айгуль, которую богатырь полюбил в том числе и за чистый голос.

Сколько обаятельной красоты, таинственной привлекательности и почти парадокса в описании самого цветка!

Лунный цветочек

в весенних сумерках

багрово-лиловый, как Лилит...

Всего лишь яркий кусочек

призрачной любви...

Казалось бы, багровый не тот цвет, который придет на ум при мысли о луне. Она белая, серебряная, какая угодно иная. Но, если подумать, луна иногда наливается цветом – когда висит низко над горизонтом или когда воздух застит дымом пожара.

«Как бы ни была прекрасна любовь, ей грозит множество опасностей, и оттого сердца влюбленных всегда терзает тревога», – словно бы говорит людям цветок айгуль. И поэт вслед за ним.

Но есть в творчестве Алтынай Темировой иные чувства, мысли, образы. Не страшные, а яркие, не гнетущие и тревожные, а величественные. Как «древний рисунок на камне».

Человек-солнце, запечатленный на нем, может быть трогательно прекрасен и привлекателен и одновременно опасен:

Я комочек энергии,

Играющий Огнем,

Называемым Жизнью!..

Такие игры с жизнью не всегда кончаются миром, особенно у тех, кто наделен слишком большой силой. А именно к таким принадлежит таинственный человек-солнце:

Меня лелеяли века,

Овевали ветра,

Омывали воды,

Заносило Времени песком.

Запечатлела то навсегда

Древняя горная скала.

Кто он такой – скала не расскажет, возможно, и рассказывать не нужно. Прекрасная тайна пусть лучше останется тайной, особенно если человек не в силах вместить ее.

Я стар, как эти горы,

Древнее, чем эти холмы,

Я вечный странник твой,

И спутник твой,

Я – Человек!

Эта замедленность ритма уже иная. В стихотворении «На горе Лунного цветка» был тихий плач о любви – или задушевный разговор о ней же. Здесь – почти религиозный гимн.

Но человек, конечно же, прославляет и восхваляет не себя. Как бы ни был он могуч и смел, как бы ни оберегал его весь мир, человек все-таки помнит, кто он и откуда:

Я прошлое твое и настоящее.

Я твой Огонь, творец!

Я буду всегда!..

Всего лишь создание Творца – но Его огонь. Огонь – но от Творца, не сам по себе. Но именно осознавая это со смирением и не кривя душой, принимая себя, человек становится Огнем Творца – солнцем, полным живой творческой силы.

В том числе, вероятно, и поэтом.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий