Игорь Волгин (писатель,
литературовед, г. Москва):
Алтынай Темирова обычно немногословна, но скупость
комментирующей речи восполнена богатством и глубиной речи поэтической. Мир
А. Темировой протяжен в ширину и в высоту. Он осенён бездонным небом,
поэтому – он открыт вовне. Его пространство наполнено храпом степных коней и
нежной мелодией девичьей песни. Этот мир древен, этичен и, я бы даже сказал,
восточен…
Однако все дело в том, что восточное начало стихов
Алтынай Темировой исходит их самых глубин той национальной стихии, в которую
всегда погружен её поэтический дух.
Мощное мифологическое начало пронизывает большинство
представленных стихотворений. Это, пожалуй, её важнейшая художественная черта.
Для А. Темировой – это и повод для собственных поэтических обобщений: он
как бы пропущен через лирический организм поэта, обогащаясь и обретая новые
черты. Например; «Быль»:
...Да, мы
живём
и превращаем
в миф
самих себя.
Да, мы
живём,
бросая в
глубины прошлого,
в его густой
массив
свои глаза.
Они, как
птичья стая,
покинув нас,
летят,
обнажены,
средь сказок
вечности,
где нету
расстоянья,
чтоб
встретиться
с глазами
мирозданья,
в которых
только мы отражены.
Н. Буханцов
(писатель, литературовед, г. Москва):
…Невольно и пристально обращаешь внимание на
образную структуру стихотворений, на мысль автора… А. Темирова – постоянно
размышляющая, думающая поэтесса. Даже чисто, казалось бы, описательные,
пересказываемые картины отмечены этим авторским миропониманием, собственным
мироощущением и, что ценно! – с сохранением национального колорита… Например:
Сон – это явь.
Жизнь – обманчивый сон…
Не знающий верить чему,
каждый страдалец
счастлив по-своему.
Как след черно-бурой лисицы,
манящий охотника ловко…
Её стихи навеяны древней историей и преданиями,
особенно «Легенда о Луне». Пожалуй, так проникновенно сказать о Луне способен
именно восточный человек, для которого Луна – не просто ночное светило, а
великий свет, что называется, духовный!..
Муса Мураталиев
(писатель, г. Москва):
У кыргызского народа существует поверье, что, как и
сказители великого эпоса «Манас», поэты тоже отмечены перстом Всевышнего. В её
стихах звучит душа народа. Замечаю большие обобщения в каждом стихотворении. В
них поэтесса поднимается до истинно народной интонации, эпического духа,
раскрывается как мастер своего дела, работающий раскованно и всесильно. Манера
письма, стиль – словом? почерк Алтынай расположен скорее эпической интонации,
нежели к лирике. Это придает её творчеству индивидуальное звучание.
Светлана Суслова
(народный поэт КР, г. Бишкек):
Сама основа её стиха, сама трепетная ткань несёт в
себе отпечаток переданной глубокой мысли, философского осмысления мира. И
необычен рисунок ритмики её стиха, рисунок самого образа. Она стремится как бы
взять вещь, оглядеть со всех сторон и обязательно применить её, как в зеркале,
– отражается её душа в ней или нет.
Например,
в стихотворении «Душа моя любит метели, бураны, лавины…» поэт пытается проникнуть в
самую глубь явлений, в зарождение этих явлений, в начало, в исток намерений.
Вот такое же движение слова в её стихах можно постоянно наблюдать.
Еще много лет назад, можно так сказать, в эпоху
перестройки Алтынай приносила первые стихи в редакцию, ещё школьные, ещё
неуклюжие, и ещё тогда меня поразило вот это стремление к перерождению образа в
образ, сравнения – в сравнение, т. е. это даже не зеркало, а какой-то
волшебный калейдоскоп зеркальный. Она очень необычный поэт!
Суюнбай Эралиев
(1921–2016; народный поэт, Герой КР, г. Бишкек):
Её стихи очень отличаются от стихов других поэтов.
Её стихи необычны, она не повторяет никого. В этой особе есть некая способность
«разрушить», «изменить» все традиционное, все, что было до этого. Ведь создать
что-то новое не всем по силам, не все поэты решатся на такое. Многие же
привыкли идти по готовым тропам. В ней этого нет. Она свободно, ни на что не
отвлекаясь, ничем не обременяя себя, по-своему выдает праздник души…
Её поэзия решительная. Пока другие раздумывают о
неизвестных гранях, оглядываются, пока нет ни одного следа по сторонам, она
может смело пройти, стать первопроходцем, и не просто ради забавы, а для
изучения широкого плана, масштабно, и это не ошибочно.
Её поэзия властна. Это проявляется в том, что она
может не признать свои высоты, все победы, достигнутые до этого и, необузданно,
непримиримо, не влезая ни в какие рамки, с новой силой твёрдо идти вперёд. Все
это, я думаю, явления высшей личности и высокого озарения. А по нашему простому
понятию – это будущее Поэзии!.. Вся ценность в этом!..
Кадыркул Даутов (критик,
литературовед, заслуженный деятель культуры КР, г. Бишкек)
Из неё вышла непохожая ни на одного из кыргызских
поэтов поэтесса, раскрывающая свою натуру сама, только сама на себя похожая –
весьма оригинальный талант. На это у неё есть и природные данные, и
профессиональная подготовка тоже. Четко видно, что она прошла через великую
школу мировой классической литературы. Отлично знает миссию поэзии и
художественных ценностей, и как к ним относиться. В поисках сильна, масштабна,
и в обобщениях на высоте. Такое качество не всем пишущим дано.
Поэзия А. Темировой – стремившаяся ко многому,
охватывающая в себе все, ненасытная на все, всегда стремившаяся достичь нового,
всегда ищущая сложный мир. В ней есть и мифология, и романтика, и символика, и
мистика, и художественные условности, и голый реализм, и все они вместе служат
одной цели – раскрыть Истину бренного мира.
Стихи А. Темировой – мир сильного духом поэта.
Ещё одно её отличительное качество, которое можно подчеркнуть, – это передача
мысли через форму и стремление обновить основу художественного слова. В ней
есть качество настоящего художника. Думающая картинно и метафорично.
Создаваемые ею образы, картины очень живы, эффектны. Язык поэтичный,
стилизованный. Почерк гибкий, задушевный. Её чуткость сильна. Вот такое
мастерство, сумевшая углубиться в человеческую психологию, сумевшая взглянуть с
такой проникновенностью в разные моменты человеческой души.
Она пишет только о том, что сердце прикажет, что
чувство говорит и о чем не может душа умолчать. Если реальный «мир её отражает,
она сама является отражением этого мира», в этом подлинность художника слова.
Это её мировоззрение и мировосприятие.
ОРГКОМИТЕТ I МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ФЕСТИВАЛЯ
ИМ. А. С. ПУШКИНА
Крым, 2019
Комментариев нет:
Отправить комментарий