суббота, 3 октября 2020 г.

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА АРОНА ГОРДОНА

Адолина Гордон, Квакенбрюк, Германия


Празднование 75-летия Победы для нашей семьи имеет особое значение. Мы трепетно храним архив моего мужа Эдуарда Аркадьевича Гордона. Несмотря на то, что мы живем в Германии уже 28 лет и наша дочь родилась в Германии, отец с малых лет рассказывал ей о своих и моих родителях. Мы хотим, чтобы она сохранила наш семейный архив, приумножала его и передала своим детям.

Встреча родителей моего мужа состоялась на Украине, в городе Запорожье. Так сложилась их судьба, что почти в одно и то же время Эмма Марковна  и Арон Давыдович оказались на заводе имени Баранова в отделе главного механика. Как говорится, сам бог им велел встретиться, познакомиться и полюбить друг друга. В сентябре 1940 у них родился сын Эдик.


          22 июня 1941 года Германские войска напали на Советский Союз. С началом войны началась эвакуации завода в Сибирь, в Омск. Всё оборудование завода демонтировали и погружали в эшелоны. Специалисты, инженеры и рабочие ехали в этих же поездах. В одном таком вагоне ехали и родители Эдика. Будучи малышом, он лежал в картонной коробке и играл ключами отца. Поезд попадает под бомбёжку и мать волной выкидывает из вагона. А сына они находят в той же коробке, но под вагоном.  Мать несколько дней не могла говорить, настолько у неё было сильное нервное потрясение.

Эшелоны прибыли в Омск осенью. В чистом поле заложили фундаменты под доменные печи литейного цеха. Рядом с будущим заводом начали строить бараки для работников завода. Под открытым небом собирались цеха, в них устанавливали станки. Из деревень были мобилизованы обозы для подвозки стройматериала и возведения собственно стен завода. В декабре запустили литейный цех, начали выпускать продукцию.

Несмотря на то, что все работники имели бронь, они всё равно рвались на фронт. Арон Давыдович тоже просился на фронт, но его не отпускали. После многих обращений в начале 1943 года Куйбышевским райвоенкоматом был мобилизован в РККА. Он учавствовал в боях в Орловском направлении в 250 – ой стрелковой дивизии 916 – го стрелкового полка. На фронте был принят в члены КПСС.

15 октября 1943 года был тяжело ранен и отправлен в Тульский военный госпиталь. После излечения комиссия признала его годным к работе по своей специальности и его отправили по месту проживания семьи, в город Омск. 27 марта 1944 года он начинает работать на заводе им. Баранова в цехе № 1. Там он проработал до самой пенсии.

          В домашнем архиве  сохранены  9 справок из медсанбатов. По этим справкам можно отследить все передвижения во время лечения. Аттестаты, в которых перечислены предметы вещевого снабжения. Но есть среди этих важных официальных бумаг и два исписанных листа, полуразрушенных от времени и прикосновений. Это письма с фронта. Прочитав их, можно узнать какие взаимоотношения были в семье. О чём думали простые солдаты на линии фронта. За более чем полувековой период времени, наверное немногим удалось сохранить бесценные исторические реликвии. Я хочу поведать вам о них, дорогие мои читатели. Пусть эти письма станут памятью всем фронтовым письмам.

 

Письмо первое. Оно начинается с третьей страницы, первые две страницы не сохранились.

- Милая моя Эмиленька, я тебя только одно попрошу, не высылай мне денег, они мне не нужны. Покупать на них нечего, да и нет никакой необходимости. Так как у нас в Красной Армии всё в достатке. Не достает только одного, повидаться с вами, мои дорогие детки. Я, наоборот, со своей красноармейской зарплаты собрал уже 60 рублей, еще осталось собрать 40 рублей и отошлю их для Эдиньки. Они по содержанию (для тебя) будут дороже, чем те 1000 р., которые выслал Сеня для Муси. (рассуждал не математически). Я уже давно бы выслал, но у меня удерживают за облигации. За эти привычки моего сынишку очень приветствую, что он у тебя требует яблочки, морковочку, молоко, помидоры и т.д. Я со своей стороны подскажу, чтобы он у тебя потребовал и конфеток. Передай нашему солнышку, что папа привезёт всё то, что он захочет. Скажи ему, что как только прикончим последнего фрица на нашей родной земле, так и привезу машинку, лошадку, велосипед, и самолетик. И Эдинька сделает ту-ту, с паровозиком с вагончиками. Папа приедет домой, к Эдиньке и Эмилиньке. Эмилинька, почему ты мне сообщила только сейчас, что у вас было плохое время весной, если у вас сейчас самая настоящая осень. Ты от меня ничего не скрывай, пиши всё как есть и это с твоей стороны будет самое лучшее.

Эмилинька у нас всё по - старому. Недавно копали картошку, вернее бульбу, как здесь называют, с бывшего полицейского огорода для нужд своего подразделения. Эмилинька,  напиши, получила ли ты вторично справку, которую я высылал 2.2.43. Написал недавно Мони письмо, где его немножко пробрал за то, что он не написал мне ни одного письма. Думаю, что он после этого напишет. Напиши, получаешь ли ты мои письма по порядку. 1.2.3.4.5.6.7.8. или нет. И какие номера получила. Сейчас могу поблагодарить почту, последние письма доходят хорошо.

Пока все. Будьте, здоровы. Целую крепко, крепко. Ваш папа Аркадий. Целую моё дорогое солнышко, любимого Эдиньку. Привет всем, всем.

 

Письмо № 9 от 15.10. 43 г., Обратный адрес: Полевая почта 63408-с

          - Здравствуйте, дорогие мои детки Эдинька и Эмиленька. Разрешите Вам сообщить, что Ваш папочка жив и здоров. Вчера вечером я узнал радостную весть. Радио сообщило, что город Запорожье взят Красной Армией. Да, дорогие мои детки, долго я ждал той минутки, когда сообщат эту радостную весть.  Очень тяжело описать и передать тот восторг, когда я об этом узнал. Через некоторое время нам сообщат, что лампочка Ильича опять живёт и здравствует. Днепровская замечательная водичка даст энергию для той лампочки.

Дорогая Эмиленька, к сожалению, я не мог быть участником освобождения нашего родного города. Но я участник освобождения от немецких оккупантов других городов и населённых пунктов. Я знаю, что и Вы также, как и я радовались в эти приятные минутки.

В честь победы и взятия нашего родного города, я сегодня выслал по переводу нашему запорожцу - Эдиньке 100 рублей. Пусть эти деньги бережет. Он в г. Запорожье купит себе яблоки и груши, и будет угощать маменьку и папеньку. Дорогая Эмиленька, после не продолжительной паузы,  мы опять гоним коварного врага с нашей территории. Но он на своем пути оказывает сильное сопротивление. Эмиленька, я тебе выслал в письме № 8 Доверенность. Если не получила, то сообщи. Выслал 10.10.43. Думаю, что числа 25.10. ты эту Доверенность получишь.

Пока всё. Будьте здоровы. Целую дорогого сыночка. Целую Вас крепко, крепко. Ваш папа Аркадий. Передай особый привет всем, всем Запорожцам.

                                                                                      А. Г. 15.10. 43г.

          Это письмо написано и отправлено 15.10.43. Смею предположить перед боем, в котором Арон Давыдович был тяжело ранен и 15.10.43г. отправлен в Тульский военный госпиталь.

Воспоминания солдата.  Первый салют

(Текст одного из выступлений Аркадия Гордона перед школьниками)

          День 5 августа 1943г. в моей фронтовой жизни остался незабываемым и радостным, так как 5 августа в тяжелых боях наши части освободили от гитлеровских захватчиков город Орёл. И впервые наша Родина салютовала это радостное событие. За освобождение г. Орла большую группу солдат и офицеров командования центральным фронтом, в том числе и меня, наградили правительственными наградами.

15 октября 1943г. в боях на гомельском направлении, я был тяжело ранен и выбыл из части по ранению. Спустя 10 лет Родина не забыла меня. Облвоенкомат вручил мне медаль «За боевые заслуги». Самое большое событие в жизни Советских людей - это день Победы 9 мая 1945г. И наш народ легко вздохнул, освободившись от самого большого и ненавистного врага человечества-гитлеризма. пожелать хорошо учится, и быть достойными ваших дедов и родителей. Хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не испытали все ужасы войны. Будьте всегда здоровыми и сильными.                                                                              А. Гордон. 28.5.68.

          

Комментариев нет:

Отправить комментарий