суббота, 2 января 2021 г.

Злой Критик – Добрый Критик, злой критик…

Анна Маркова


Я всегда была сторонником того, чтобы критика была анонимной. Но не в

том смысле, в каком понимают анонимность критики нашего портала.

На нашем портале их «развелось» очень много. Ничего удивительного! Ведь

критиковать всегда легче, чем создавать. Как рассуждает критик: если он видит

недостатки в чьём-то произведении, значит он – умнее, талантливее, грамотнее

автора. Отсюда появляется эдакий апломб.


Все разговоры о том, что «Критика – это прекрасно!» будут идти до того

момента, пока критика не коснётся вас лично. Хорошо, если вы с ней

согласитесь. А если нет? Если, прочитав критику в свой адрес, вам захочется

воскликнуть: «А судьи кто?». И тут уже будет неважно, правы «судьи» или нет.

Для вас они надолго, если не навсегда, останутся людьми, при упоминании имён

которых, вы будете с неприязнью думать: «А, это тот, который…». И ничего не

сможете с этим поделать. Это называется человеческий фактор.

У меня лично есть свой такой пример. Я не присутствовала на презентации

последнего номера журнала, но потом просмотрела его в записи. Я была

возмущена фразой Мурата Уали о том, что женская проза его печалит. Другое

дело – авторы-мужчины. Дорогой Мурат! Если вам не понравилось

произведение, у вас есть право высказаться на эту тему. Но говорить, походя, с

апломбом, о целом потоке в литературе – такое право нужно ещё получить

(старалась донести мысль как можно более корректно).

А мне понравилась именно проза женской половины! Рассказ Ирины

Ишимской «На фабрику» меня потряс. Находясь в возрасте за 85, когда человек

понимает, что век его уже сочтён, не утратить интереса к жизни, по-прежнему

мечтать, иметь планы, оставаться оптимистом… И как хорошо, что рядом люди,

готовые поддержать! А рассказ Галины Врублевской «Санька-террорист»? В

плохой прозе нетрудно определить, правда это или выдумка. Здесь - «не

подкопаешься». Динамично, захватывающе, сюжет выстроен – ступенька за

ступенькой. Все детали, размышления описаны правдоподобно. Браво!

Антонина Каримова, «Дама с собачкой». Трогательная история про девушку с

игрушкой, с которой она обращается, как с живой собачкой. Девушка открыта,

доброжелательна. «Только бы никто не обидел это чудо!» - этим заканчивается

рассказ. И лучше его не закончить! Написано, по моему мнению, безупречно.

Светлана Размыслович, «Она». Анонимный (ну, конечно же – анонимный!)

критик назвал рассказ махровой женской сентиментальностью. Вы ничего не

поняли, анонимный критик! Это – рассказ-притча. А притчу надо уметь писать.

Я бы не смогла…

На самом деле объективная критика нужна. Даже если автор пишет плохо, но

хочет писать, ему просто нужно над собой работать. Слышали про «Бродячую

собаку»? Было такое кафе в подвальном помещении на Площади Искусств в

Питере, где в начале века собирались поэты и писатели. Оттуда стали известны

имена Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и многих

других. Так вот, был там один писатель, удивительно бездарный, но удивительно

плодовитый. Каждый раз он приносил пачку новых рассказов. Читал их, получал

«по полной», но не обижался. На следующую встречу приносил новую пачку

рассказов, и всё повторялось. Так длилось довольно долго, но не бесконечно…

Знаете, как звали этого писателя? Алексей Толстой.

Как же обстоят дела с критикой на нашем портале?

Автор предстаёт перед нами открытым и беззащитным – как та девушка с

собачкой-игрушкой. Он доверяется нам. Его публично, изощряясь, иногда

оскорбляя, начинают критиковать. Совсем другое дело – критики! Они-то

позаботились о том, чтобы оградить себя от потока негатива, спрятав свои лица

и имена!.. Я бы сказала, что это очень по-мужски.

Если вы действительно добрый критик и хотите искренне помочь автору, а не

получать удовольствие от критиканства, напишите ему «в личку» и расскажите,

что он делает не так. Даже можно поругать! Ведь этого всё равно, кроме автора,

никто не увидит. Ну, а если вы получаете удовольствие от того, что публично

критикуете другого, – просто назовите себя. Так будет по-честному.

Похоже, я уже заработала свою дозу «человеческого фактора» на этой статье.

Наверное, критики уже кричат: «А судьи кто?», и я теперь буду «та самая» Анна

Маркова. Но заметьте: я подписалась под статьёй своим именем.

1 комментарий:

  1. Спасибо Анна за Вашу статью. Я согласна с Вами. Каждый должен быть собой. Если я пишу рассказ, я вкладываю свои чувства и рассказываю то что я хочу показать читателю. Читатели разные бывают и критикуют и благодарят. Каждому не угодишь. Мужчинам трудно понять наши женские чувства.

    ОтветитьУдалить