воскресенье, 3 января 2021 г.

Плата за Равновесие

Торгын Калелова


Улица. Горели фонари. Я убегала. Не хотела быть пойманной. Они кричали что-то мне в след, а я все бежала и оглядывалась, бежала и оглядывалась. Жаль каблуки и дождь были помехой. Остановила лишь стена ослепительного света и пронзительного звука… А потом тишина и темнота.

Очнулась в полной темноте. 

- Есть кто-нибудь? - спросила я тихо.

В тот же миг откуда-то сверху заструился слабый свет и осветил весы с  большими чашами и с торчащей вверх стрелкой. На правой чаше было написано «ДОБРО», на левой – «ЗЛО». Весы были в равновесии. И тут я услышала Голос, звучащий то ли внутри, то ли доносящийся из окружающего мрака:


- Вернулась?!

- Да, - ответила я спокойно. 

- Много ты бед повидала, - сказал голос, словно знает меня, – и много натворила.

- Зачем эти весы? – спросила я с удивлением.  

- Чтобы взвесить твою жизнь.

На глаза навернулись слёзы. Весы задрожали. А Голос спросил:

- С чего начались твои беды помнишь?

Я вздохнула и, опустив глаза, молчала. В памяти всплыл эпизод из  детства.

Мне 4, не больше. Сырая и грязная комната. В одном углу лежала мать в обнимку с бутылкой, а в другом я в лохмотьях и рваных чулках. Я встала с опаской, что пробудиться мать, подошла к ней, порылась в пакетах, что лежали возле неё. Нашла два куска хлеба и торопливо вернулась в свой угол... Сердце заныло, слезы рекой. Было невыносимо обидно и жаль, и мать, и себя... 

- Да, детство было безрадостным. Признаю! - услышала вновь.

Весы слегка качнулись вправо. Не удивилась. «Так и должно быть. Так и должно», - подумалось мне. Я же хорошо училась…

Мне 16. Иду вечером по парку одна. Встретились двое. Спросили о чем-то. Хотела пройти не ответив. Не дали. Один перекрыл мне дорогу, другой за талию обнял... Начали стягивать одежду… Ни мольба, ни слезы не стали преградой. Растоптали душу. Насиловали, смеясь.

- Да, опять ты жертва… Но настанет час, когда им воздастся за это. И с них будет спрос. А ты отвечаешь лишь за деяния свои! 

 Согласилась. Хотелось мне верить. Доверится. Весы остались неподвижны. 

Мне 19. Замужем, любима, уже второй год. Но свекровь достаёт. Раз за разом талдычит сыну – моему мужу:

- Ты же видел её мать. Неужели поверил, что от гулящей родится путевая дочь?!. Ничего не умеет. Бездарна. Как ты мог встретить именно такую? Неужели я растила тебя для неё?

 Гляжу в рукаве у меня дырочка есть. Сижу ковыряю. И изредка поднимая глаза смотрю на него. Как хотелось услышать: «Знаю. Это мой выбор. Люблю. Даже когда она, зная, что настанет именно этот момент отказала, я настоял. И обещал, что никто не обидит. Я заступлюсь!». Не было всех этих слов. Он просто молчал. 

 В тот раз у меня не хватило терпения, перебила посуду, прокляла их и ушла. И напилась я впервые тоже в тот день. Познакомилась с пройдохой Ермеком. Делал грязные намёки… На левую чашу весов что-то упало… Но даже осознавая неверность действий своих, мысленно возражаю: «Внутри все горело. Это ведь не моя вина. Это они меня довели… Эх, мама, мама, почему не научила…». А Голос в ответ:

- Зато, на примере своем твоя пьющая мать показала, как не следует жить. Неужто забыла, как закончилась её жизнь? - в голосе не было не капли упрёка - лишь сожаление. 

 - Нет что вы?

Но весы, не щадя, склонились влево. Хоть сердце сжалось, спорить не посмела. Лишь продолжала ковырять прошлое.

Мне 21. В разводе. Мамина старая квартира. Навыков к труду   нет. Ничего не умею. Голодаю. А Ермек тут как тут. И по его совету пошла на улицу Сейфулина – туда, куда, как мотыльки на обманчивый свет, слетаются несчастные девушки.

Левая чаша опустилась ещё ниже. Слов оправдания не было. И Голос не корил. Я молчала, пряча глаза внутрь себя, в свою непутёвую жизнь.

Мне 22. Улица Сейфулина. Так же торгую собой. Привыкла уже.  Однажды с подругой зашли в кафе, сели за столик, и я застыла с открытым ртом. За соседним столом сидел он, тот, один из двоих, которые в парке тёмною ночью встали у меня на пути. Он пил, шутил и улыбался. Вряд ли уже помнил, что со мной сотворил. Поделилась с подругой, и мы с ней договорились, что делать. Он вышел покурить, и я вышла за ним, прихватив пустую бутылку. Подошла сзади и разбила бутылку. Не о землю, о его мерзкую башку. Без сожаления. Он того заслужил.

- Заслужил? Да кто тебе дал право решать?

- Со мной он поступил хуже в сто раз. Он просто получил по заслугам своим.

- Получил то получил. Но знаешь, ведь он предстал бы передо мною в свой срок. Был бы мой спрос с него. Однако вердикт вынесла ты вместо меня. Так быть не должно.                           

 - Для меня не было другого варианта! Как я могла пройти мимо? Посмотри на меня. Скажи, что такого хорошего в жизни видела я? И что смогла дать мне мать?

-   Она дала тебе жизнь! Как – никак, но вырастила тебя. Большего она дать не могла, потому что не имела сама. Ты выжила. И именно это в её судный день я положил на правую чашу весов.

И вновь на левую чашу весов что-то звякнуло и стрелка сильнее отклонилась влево. Судьба против меня... А я молчу и вспоминаю.

 Тот же год, осень. Вечер, дождь и улица та же. Ермек, подойдя с девочкой юной, сказал:

- Ты самая опытная среди моих подопечных. Доверяю её воспитание тебе. Научи, – и ушёл, ехидно посмеиваясь.

Очередной глупый и смазливый мотылек хлопал передо мной густо подведёнными глазами. А ведь и я была такой же. Мне стало ею жаль. 

- Что ты ищешь на этой улице? Тебя сюда звали? Эта улица ведет в тупик. Здесь ты найдёшь не деньги, а проклятье на всю оставшуюся жизнь!

 Вижу испугалась маленько. Задумалась. Не теряя зря время, смотря ей в глаза, продолжила:

- Послушай, в каком бы ты не была положении помни, здесь нет ничего хорошего. Здесь помойка! Ты потеряешь всё: здоровье, самоуважение, друзей и родных, а найдёшь лишь презрение и смерть под забором от передоза. Тебе это нужно?.. Пока не поздно, беги! Не думай, не теряй времени, беги что есть 

силы. Беги, беги!.. Я тебе денег дам.

Взяла её за руку, посадила в такси, отдала однодневный свой заработок… Такси уехало. Будто гора с плеч упала. Но не успела подумать, что меня ждет за такой безумный поступок. Ко мне уже шли. А я не хотела быть пойманной. 

Улица. Горели фонари. Я все бежала, а они кричали что-то мне в след. Жаль, что каблуки и дождь были помехой. Остановилась лишь врезавшись в свет фар и в скрип тормозов...

 Голос молчит. Я тоже. Вдруг на правую чашу упало что-то тяжелое. Стрелка заколебалась и встала вертикально. Весы выровнялись…

 «Так ли должно быть?», - подумала я. А Голос сказал:

- Запомни, на весы судьбы падают как злые дела, так и добрые. Каждый выбирает свои поступки сам. В рай, так же, как и в ад попадают лишь за деяния свои. Но при жизни грехи искупаемы. Надо лишь захотеть.

 

Очнулась я, испугавшись резкого света. Вошла медсестра делать укол. Лежу в кровати в больнице, как пациент. Одна. Неподвижна. Чувствую умиротворённость и отрешенность от всех забот. Но не чувствую обеих ног. Где они?..

- Где мои ноги!!!

Удаляющийся Голос произнёс:

- Это плата за Равновесие... Дальше у тебя будет другая жизнь.  

            Авторский перевод с казахского.

            Литературная обработка Мурата Уали.

 

1 комментарий: