среда, 2 сентября 2020 г.

АЛЬБЕРТ

 Людмила Дубковецкая


Долгая ходьба, жаркое солнце после резких мартовских холодов и вечная суета городских улиц настолько утомили меня, что пришлось свернуть с красивой, но многолюдной аллеи в небольшой переулок, где я села на высокую скамейку. Рядом со мной присел мальчик лет шести в больших, не по размеру широких клетчатых брюках. Он держал в руках маленького рыжего щенка и, как мне казалось, не обращал на меня никакого внимания. Позади нас под узорной, но уже ржавой ножкой железной скамьи резвились ещё трое таких же маленьких щенят.

   – Как тебя зовут? – вдруг спросил он, даже не поднимая глаз. 

Решив, что мальчик обратился не ко мне, я не ответила.

   – Как вас зовут? – опять спросил он, но уже таким голосом, словно извинялся за предыдущее «ты», на которое, как он подумал, я не захотела ответить.

ЖЕНЩИНА-СКРИПКА

            

Мурат Уали с К.Ж.

 Она вошла с мороза - дрожащая и замерзшая.
От холода и одиночества все ее чувства расстроились и покрылись инеем.
Но стоило мне её обнять и поцеловать, как иней оттаял,
глаза заблестели, щёки порозовели, и она превратилась в скрипку...


Давид Гаррет со скрипкой Страдивари.


Я взял её бережно в руки,
Подкрутил натяжение струн,
Настроив на чистые точные звуки.
Смычок словно спичка - к сухому костру...
Одна за другой, за струною струна
Ожили, запели, настроились влёт.
В окно с удивлением смотрела луна,
Как сердце забилось, как плавился лёд.
Как скрипка в руках оробела сначала,
Играла негромко и тихо журчала.
Но вот, насовсем отступила зима,
Душа потеплела, растаяло тело,
И скрипка, ожив, заиграла сама.
Дразня и ласкаясь, совсем осмелела,
Смеялась, рыдала, шептала и пела,
Дрожала, звенела, сводила с ума...
И снова, и снова скользил до зари
Смычок поцелуев по струнам любви.

РУКОПИСИ, НАЙДЕННЫЕ НА АНТРЕСОЛЯХ. ПОРУЧИК ГОЛИЦЫН

 В рубрике «Литературная критика» некто «Добрый критик» написал о том, что получил интеллектуальный оргазм от рецепта «Фаршированной паприки» и призвал экспериментировать на нашем Литпортале. 

Что же, действительно, эксперимент – критерий истины. 

Следуя его советам, автор представляет два текста: «Поручик Голицын» и «Женщина- скрипка», в которых попытался соединить или правильнее сказать усилить изящную словесность видео-аудио сопровождением.

Мурат Уали

Поручик Голицын

          «О, удивительный романс! Зачем так душу бередишь?»

Недавно получил приглашение на видеовстречу: «Приглашаем на литературно-музыкальный вечер «Очарование русского романса»

Честно признаюсь, не являясь ни  знатоком, ни поклонником этого жанра, сидел перед экраном, скучая и не ощущая никакого очарования. И вдруг в памяти всплыл эпизод из фильма «А зори здесь тихие»: Девушка бежит по лесу, уводя за собой немецких десантников, стреляет из автомата и выкрикивает: «Он говорил мне будь ты моею и стану жить я страстью сгорая… Бедному сердцу так говорил он… Но не любил он. Нет, не любил он».




При этом не помнилось ни имя персонажа, ни фамилия актрисы, ведь со времени выхода фильма прошло сорок с лишним лет; а вот её слова запали в душу. Интересно, что это за романс, чей текст? Память разбередило, и я спросил у присутствующих знатоков,  но никто не смог ответить, что сильно удивило.

ОК. Будем искать.

Всезнающий Google подсказал, что девушку в фильме играет Ольга Остроумова, и она же в другой сцене поёт под гитару этот романс «Нет, не любил он». Какое исполнение! Какие слова! Да это же шедевр жанра!

вторник, 1 сентября 2020 г.

ФАРШИРОВАННАЯ ПАПРИКА. ДОБРЫЙ КРИТИК

  


Наверняка, каждый из нас видел толстые литературные журналы. В них нет иллюстраций, потому что печать на бумаге полноцветных картинок – очень дорогое удовольствие.

А полистайте наш Литературный портал – полностью бесплатный, с прозой, поэзией и публицистикой, и в то же время полный фото и картинок, есть даже видео и музыка. Лично я таких литературных журналов не видел. И в этом главное отличие электронного Литературного портала от бумажных вариантов.

КАК Я РЕШИЛАСЬ НАПИСАТЬ КНИГУ «ХИДЭЁСИ. ЛЕГЕНДА»

 Оксана Крюкова


Моя дорога к этой книге была необычной. Ещё до того, как я познакомилась с Японией, а именно за шесть месяцев до моей первой поездки в Страну восходящего солнца, мне приснился сон, словно наяву, про молодого воина-самурая, что вышел из самых низов, но благодаря отваге, смелости и прирождённому уму стал великим полководцем. На тот момент я ничего не знала о Японии, разве только по фильму «Мемуары гейши». Но как писатель приснившийся сюжет я запомнила, настолько он поразил меня своей красочностью и необычностью. И уже через полгода, когда я абсолютно неожиданно для себя познакомилась с Японией лично и стала изучать её историю, наткнувшись на страницы про Тоётоми Хидэёси, помню, как сейчас, что меня даже в жар бросило, когда я поняла, что тот сон был именно про него. Не верю в чудеса и совпадения, но такое случилось и со мной. Ведь я никогда раньше не знала, кто такой Тоётоми Хидэёси. И восприняла этот сон как знак, что я теперь просто обязана написать книгу про этого гениального полководца. 

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН «ХИДЭЁСИ. ЛЕГЕНДА. ДВЕ КОМНАТЫ В ПОЛУМРАКЕ»

 Оксана Крюкова

Аннотация к книге

 


История одного из самых выдающихся правителей Японии XVI века – Тоётоми Хидэёси – величайшего полководца, реформатора, деятеля. Много известно о его уже плодотворных годах, когда он возвысился как самурай высокого ранга, но практически ничего неизвестно о его самых важных, молодых годах, что сковали в нём его неукротимый дух и гений. Именно молодым годам Хидэёси посвящена эта книга. Путям становления его духа воина, его стремлений, его веры - той важной части его жизни, где нам известны лишь одни легенды…

 

БРЮССЕЛЬСКАЯ ОСЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ГОДА

 Гумер КАРИМОВ

 ДОРОЖНЫЙ ДНЕВНИК ЮФИМА САНИИ

 (17.11.2019, воскресенье)


Сегодня отбываем на автовокзал, дальше наш путь лежит в Париж. Спасибо, Брюссель! До свидания, Бельгия! Здесь мы провели три чудесных дня, отметились на VIII международном фестивале «Евразия: Открытый мир» и успели посмотреть главные достопримечательности бельгийской столицы.

Вылетели 13 ноября, за час 20 минут долетели до Риги и томились в аэропорту 4 часа. Хорошо, что Тоня купила дорожные шахматы. И когда вконец измучила меня своим победоносным шествием по шахматному полю, переключилась на Уве, немца, томившегося рядом с нами, но в ожидании рейса в Берлин. И он тоже ей проиграл.

Наконец объявили посадку, к 18 часам добрались до Брюсселя. Потом таксист Марио (итальянец, которого Тошка сразу окрестила «мафиози»), больше часа катал нас по вечернему дождливому городу, якобы не мог найти наш отель, хотя мы ему дали телефон хозяина, чтобы позвонил, что он и сделал, в конце концов, содрав с нас почти 70 евро.  Приехали в отель, а он закрыт! Подергали ручку двери, в растерянности зашли в соседний фаст-фуд, а там сидит группа молодых людей. Спросил. Встает парень лет тридцати, хозяин отеля Стефан. Быстро провел нас в номер, вместо ключа дал магнитную карту, включающую свет и открывающую двери, и исчез. Мы оставили вещи, спустились в магазин, купили молока, банку бельгийского пива, сахар и чай. В кафе заказали шашлык.

Что бросилось в глаза? Бульвар ду Миди (Boulevard du Midi) – центр города. Но квартал, кажется, облюбовали эмигранты, в основном, арабы. Здесь их очень много, ведут себя шумно, вызывающе даже, будто провоцируют. Как-то даже не по себе, вернулись в отель, жена поставила чайник, я распаковал богаж, нам предстояло прожить здесь четыре дня. Быстро поужинали и легли спать. Все, мы в Брюсселе. Спим.

«НЕ БОЛТАЙ!»


Алина Мосейкина 

 
Странно, что от человека в воспоминаниях не осталось ничего, только один случай. Я пытаюсь вспомнить, какой была учительница по истории в том году. И ничего не помню. Помню только, что она красиво одевалась и была очень строгой.

    Вот следующего историка помню отчетливо и ясно. Как он вводил нас в дискуссию! Как мы всем классом спорили о причинах и следствиях исторических событий, будто обсуждали вчерашние новости, порой добровольно жертвуя на это перемену!

РИПА — «ЗОЛОТАЯ РУЧКА».

 Инана (Елена Асланян)


1.

Рипа отрабатывала непокорные пассажи час за часом с непоколебимостью бизона, пока вдруг не услышала этот же пассаж, донёсшийся с верхнего этажа, который был исполнен так легко и изящно, как будто сама Марта Аргерих*, прорвав все препоны параллельной реальности, переместилась в аудиторию этажом выше.

 «Надо сделать перерыв, а то уже начались звуковые галлюцинации», - подумала Рипа. Она встала из-за рояля, но сверху, повторив безошибочно тот же пассаж, продолжили играть то же самое произведение. «Значит, это не Марта Аргерих, и не звуковые галлюцинации», — Рипой овладело нехорошее предчувствие. Она это произведение готовила к престижному конкурсу, проводившемуся на родине. Значит, кто-то ещё из местных мог готовиться к конкурсу, и этот кто-то явно мог стать конкурентом, да ещё с явным преимуществом по технике, а может быть, и не только по технике и таланту, которые жюри почти всех конкурсов никогда не интересует, но и в «кое-чём» другом, что жюри заинтересует очень сильно.

Она вышла из аудитории и решительно направилась наверх, подошла к нужной двери и вошла.

ТЕЛЕГА ЖИЗНИ. ДЕВУШКА-СМЕРТЬ.

 Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

А. С. Пушкин.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ.


Артур Аршакуни.
(притча)
 
Было ли, не было, но рассказывают, что в стародавние времена жил в горной деревушке некий пастушок. Каждое утро выгонял он коз на противоположный от деревни склон горы, а вечером пригонял обратно в деревню. 

И вот как-то утром пригнал он своих коз привычной тропой вокруг горы, к которой прилепилась деревня, к противоположному склону. Там речка текла, и пастушок всегда набирал тут во флягу воды перед тем, как погнать коз наверх, к сочной травке. Подошел он к воде и увидел, что там купается незнакомая девушка – волосы черные, лицо белое, грудь высокая, а ноги долгие, как воспоминания старика.
Удивился пастушок и крикнул девушке:
- Эй, ты кто?