среда, 7 октября 2020 г.

Медленные верлибры Алтынай Темировой


Верлибр – сложная форма, которая обманывает своей мнимой простотой и раскованностью.

Когда стихи спаяны размером и рифмой, писать их не сложнее, а проще. Цельность верлибра достигается только ритмом и, что главное, смыслом.

Когда противопоставляются в единстве луна и солнце – это прекрасный образец верлибра.

Алтынай Темирова воссоздает всю красоту мира и души.

Поэтесса простым ясным языком, четким точным верлибром излагает старинное народное сказание:

...Тоскует душа, изнывая

по деве луноликой Айгюль,

красавице из легенды-преданья,

возлюбленной богатыря,

защищавшего ее от погибели-поруганья.

Рецензии разных лет к поэзии Алтынай Темировой.

Игорь Волгин (писатель, литературовед, г. Москва):

Алтынай Темирова обычно немногословна, но скупость комментирующей речи восполнена богатством и глубиной речи поэтической. Мир А. Темировой протяжен в ширину и в высоту. Он осенён бездонным небом, поэтому – он открыт вовне. Его пространство наполнено храпом степных коней и нежной мелодией девичьей песни. Этот мир древен, этичен и, я бы даже сказал, восточен…

Однако все дело в том, что восточное начало стихов Алтынай Темировой исходит их самых глубин той национальной стихии, в которую всегда погружен её поэтический дух.

Мощное мифологическое начало пронизывает большинство представленных стихотворений. Это, пожалуй, её важнейшая художественная черта. Для А. Темировой – это и повод для собственных поэтических обобщений: он как бы пропущен через лирический организм поэта, обогащаясь и обретая новые черты. Например; «Быль»:

...Да, мы живём

и превращаем в миф

самих себя.

Да, мы живём,

бросая в глубины прошлого,

в его густой массив

свои глаза.

Они, как птичья стая,

покинув нас,

летят, обнажены,

средь сказок вечности,

где нету расстоянья,

чтоб встретиться

с глазами мирозданья,

в которых только мы отражены.

СЛОВАРЬ ОТ МИХАИЛА АНАНОВА

АЛКОНАВТЫ – герои собственных мифов, плывущие за Золотым Руном только в состоянии изрядного подпития.

БЕДОМОСТИ – газета, сообщающая новости горемычного характера.

 ВРИНЦЕССА – титулованная лгунья; вариант: достигшая своего положения с помощью авантюрных трюков.

 ВРИНЦЕССА ДУРАНДОТ – лживая принцесса из заслужившего дурную славу рода Турандот.

 ГАВМОШКА – музыкальный инструмент в утеху другу и брату меньшему человека.

 ГАММАДРИЛ – гамадрил, наделённый музыкальными способностями: умеет разыгрывать гаммы.

 ДУРНЕССА ВРИАНДОТ – внешне неприятная монаршье чадо, из рода с весьма авантюрной репутацией.

 ЖАРМОШКА – гармошка, от которой пляшешь до последнего пота.

 ЖАР-МОШКА – аналог Жар-Птицы среди насекомых.

 ЗАГОРАМОЖДЕНИЕ – страшно громадная свалка.

 КЛЯУЗУЛА – жалоба, ставящая решающую точку в любом деле. Происходит от Клаузула – окончание рифмы: мужское, женское, дактилическое, гипердактилическое.

 МАРШТОЦЫ – марши (собрание маршей), посвящённые жизни и деятельности, как самой персоне в целом Месропу Маштоцу.

 МАРШТОЦЫ МЕСРОПОТАМИИ – гимны в честь наследия Месропа Маштоца.

 МЕСРОПОТАМИЯ – пространство, в высококультурном и художественном смысле этого слова, созданное Месропом Маштоцом.

  МЕСРОПОТАМИЯ МАРШТОЦА – сфера культурного бытия, в котором находят своё оправдание, как наследие потомкам, МАРШТОЦЫ.

 МОРСИЯНИН – большой любитель морса, после принятия которого витает в космических высях.

 ОСТЕПИНЕНИЕ – процесс обращения части земной суши в пустыни. В переносном значении может символизировать тот же процесс в чувственном плане.

 ПЕДАЛЬОН – медальон в качестве награды крутому автомобилисту.

 СМИШУТКА – очередная утка или дерзость от СМИ.

 ХАМИЛЛИОН – дорогостоящий вид хамелеона.

 ХАМИЛЛИОНЕР – грубиян, обладатель огромного состояния.

 

РИСУЕМ СЛОВОМ

Мурат Уали

aвтопортрет




Проблема визуализации литературных образов всегда вызывала и вызывает у меня творческий зуд. Кистью и карандашом я не владею, режиссёром не стал, поэтому приходится
оперировать словом в фоторедакторе. Понятно, что всю так называемую «художественную литературу» можно считать картинами в словах, а писателей и поэтов – художниками слова, но
речь в данном случае не об этом. Можно стать «художником слова», если нарисовать словами картинку или создать некую визуальную форму, коррелирующую с содержанием. Эта идея,
конечно, не нова и о такой визуальной поэзии или графических стихах известно давно. В Википедии написано, что с III века до н.э.
Однако не будем ходить так далеко за примерами. Упомянем французского поэта Аполлинера, который в своих рисунках словом пытался достичь синтеза каллиграфии и идеограммы. Ему хотелось написать-нарисовать стихотворение так, чтобы читатель-зритель
воспринимал его целиком, как цельный визуальный образ. В 1918 году он даже издал книжку визуальной поэзии под названием «Каллиграммы». Вот две апполинеровские каллиграммы:

вторник, 6 октября 2020 г.

ПОЭЗИЯ АЛИНЫ МОСЕЙКИНОЙ

***


                                                       Укутавшись в лиловый плед,

Заснуло солнце до утра. 

Погас зелено-желтый след,

И сумерек прошла пора. 

 

И вот нахлынула, как море,

Прохлада ночи, тайна звёзд. 

И в вышине все дышит волей,

Раскинулся небесный мост. 

 

Вдруг ночь мою погладит руку

Волною свежести своей,

Развеяв вмиг усталость, скуку,

Пришедших за день от людей. 

 

Как от глотка воды прохладной,

Проснётся вдруг желанье жить,

И я, вдохнув тьму ночи жадно,

Хочу одно: начать творить...

Злой критик. Женщина русского лейтенанта

Злой критик  

 

Всё начинается со странного названия «Три двустишия». Далее автор называет свой текст романом, хотя объективно: по размерам текста, по одной сюжетной линии, по небольшому количеству героев – явно повесть, а не роман. Но спорить с женщиной – себе дороже. ОК, роман так роман.

Первоначальный скепсис, вызванный названием и аннотацией быстро рассеивается, и читатель (а тем более читательницы) с увлечением погружается в завораживающе романтичный и запретно прекрасный мир, созданный автором. Даже возникает иллюзия – а не Шарлотта ли Бронте или Джейн Остин создали этот мир. Смотрю на обложку – нет, автор некая современная Инана – женский псевдоним… Ба, маска, да я тебя знаю! Но тссс… Не будем выдавать авторских секретов.


воскресенье, 4 октября 2020 г.

МАСТЕРОВОЙ И МАРГАРИТКА

Михаил Ананов

сказка для взрослых


Мастеровой двигался по тёмному коридору, не переставая выражать своё возмущение по поводу дома, в котором ему пришлось очутиться. Он явно был раздосадован и даже жалел, что принял этот странный заказ. Но ничего не поделаешь. Как человек принципиальный, он считал своим долгом доводить до конца дело, за которое взялся.
– Что это за дом, – лихорадочно бормотал он. – Словно бесовщина какая-то. Вроде ничего особенного. Но... – Он приостановился и обвёл окружающую обстановку пугливым взглядом. 
– Что-то всё-таки не то. Кажется, что здесь обитает нечто. Кто-нибудь видел или слышал, чтобы водосточные трубы издавали умопомрачительные звуки, будто поют призраки подземелья.
– А ты знаешь, как поют призраки подземелья, – послышалось ему.

суббота, 3 октября 2020 г.

Верблюжий чепкен*

Гульнар Эмиль

Посвящается вдовам фронтовиков Отечественной войны 1941- 1945 гг.


Айша энеке* сидела на почётном месте со старым веретеном в руках. Её
изборождённое морщинами лицо, глаза под нависшими веками с застывшим
взглядом, создавали впечатление, что она спит. Придя в себя, она размеренно
продолжала прясть, вытягивая нежную шерсть и складывая меж пальцев зигзагами.
Веретено в её руках вновь начинало крутиться, вытягивая шерсть в тонкую пряжу.

Марина Владимировна Подлесная. Стихи



    Садовяну


Жизнь теплится в тебе едва-едва,
Обрыдло все в пустом подлунном мире.
Все кажется – пропала голова.
Но, стисни зубы, и - вперед, на е-4.
Эпиграф бывает и после текста:
«Сделав ход, не следует от него отказываться и предлагать другой»
М. Садовяну. Приключения шахмат
5.08.2017

Весенний призыв

Когда освоишь близлежащий космос,
Спасешь миры от мрака и огня,
И сделаешь сто тысяч дел попроще
Прошу я, все же вспомни про меня.
23.03.2016 г.

ПОДАРОК

Анастасия Кузьмичёва


1. Он
Это конец. Конец всего. Всего плохого. Для большей верности конца он ушел из
середины жизни города. Середины, вернее центра его жизни. Впрочем, это не важно,
все ровно это конец. Главное не спугнуть... А город подмигивал вечерними огнями,
посылая по своим венам “готовеньких” в обмен на “новеньких”. Город никогда не
страдал от кровопотери. В снежном, сумеречном воздухе пахло пивом, водкой и
праздником. Вечным праздником! Под ложечкой привычно засосало. Организм был
возмущен. Все внутренние и наружные органы давно привыкли избегать проблем.
Многие просто перестали работать. В общем, каждый жил как мог, но в свое
удовольствие. Посредством “теплого” безделья. Но он уже решил. Точнее решился
Начало всегда исходит из конца. Он всегда собирался “завязать” после праздников,
но они шли нескончаемой чередой, плавно переходя из одного в другой. И вот
вчерашняя единственная бутылка, как ни странно, оказалась, последней каплей...
Он сидел на мосту, оперевшись спиной на ограду и обняв колени руками. Он думал
о наступающем конце и будущем начале... Страшно.
--По-до-жди!