пятница, 2 апреля 2021 г.

Араратские сны

Елена Шуваева-Петросян

     

Сколько раз я подходила к Горе: с этой, нашей, стороны, такой величавой и вечно заснеженной, окружённой плодородными землями; с той, отчуждённой, стороны, такой отчаянно скудной и каменистой, с россыпями гигантских вулканических камней и пеплов, взбитых копытами лошадей в порошок, смотрела на вершину глазами, какими только ребёнок может смотреть на мать и отца — снизу, восхищённо, безусловно любя и растворяясь.
 Я подходила к её подошве днём, когда лучи солнца скользили по заснеженной вершине, выбивая искры; я подходила к её подошве ночью, когда вершину осыпали звёзды, и мне казалось, что это цельное полотно, по которому только одна единственная дорога — в небо. Я видела её на рассвете, когда ежесекундно она преображается, будто бы примеряя наряд, в котором вступит в день. Я видела её на закате — глубоком, бархатистом, обволакивающем. Я видела Гору тогда, когда её даже не видно: ты стоишь у подошвы, а Горы нет: просто сегодня у неё нет настроения; да и удивительное дело — не каждому гостю, путешественнику она являет свой лучший лик.

Я целовала её каменные подошвы и плакала, когда мне было больно и тяжело, когда казалось, что некуда идти, кроме как... на вершину — туда, где меньше воздуха, но легче и просветлённей душа, чище и яснее разум, а люди — крепче и надёжнее.
В этой Горе есть нерв — мощный, жгутообразный, он вплетён в корни, которые уходят глубоко, в самое сердце земли, и там, наполняясь энергией, разносят её по всему массивному телу, щедро делясь — с камнем, водой, воздухом, человеком, лошадью, собакой... со всем, что становится как-то причастным к ней.  За свой долгий, более чем трехмиллионный век, она встала на одну ступеньку ниже Бога, но не отдалилась от человека, так и оставшись Пристанищем Ковчега, спасением.  И мы, идя к вершине, просим у Горы разрешения, чтобы попасть на ступеньку Предбожья. Возможно, это дерзко, но почему бы нет, если Гора подпускает к себе, дарует лучшие переживания, «окошки» в зачастую суровой погоде, а потом долго или уже никогда не отпускает, потому что между вами завязывается духовный контакт. И Гора становится твоим личным алтарём, на который ты несёшь тяжёлую, болезную ношу, но чаще доходишь таким невесомым и лучистым, потому что за три дня пути к вершине много передумал, осмыслил, взвесил, разложил, оставил, выбросил.
Жизнь человека похожа на эту Гору. Прежде чем она появилась на свет, земные недра выворачивало, крутило, обжигало. Гора росла из тысячелетия в тысячелетие, из камня в камень, напластовывалась. А потом её снова выворачивало, крутило, обжигало, и появилась рядом Маленькая Гора, детёныш, — такая хрупкая, но своенравная. Их разделяет и соединяет ущелье, они держатся друг за друга, рука в руке.  Поразительное явление — вокруг нету ни единой гряды гор, они вдвоём — Большой и Маленький, неодинокие одиночки, и лишь вдалеке, по другую сторону границы,  виднеется своими четырьмя вершинами громада,  которая, согласно преданию, была сестрой Горы, но они разругались и разошлись. Говорят, что когда-то высота заграничной сестры доходила до семи тысяч, но произошёл мощный взрыв, что нам доказывает огромный, более чем двухкилометровый кратер и обширная территория в несколько десятков километров, так называемый, вулканический пояс.
Сколько раз я подходила к Горе, когда невозможно было подойти, потому что у её ног происходили распри, интриги, баталии, проливалась кровь; и правительство захватчиков, вступая в борьбу с господствующим населением,  находит возможность затруднить восхождение для всех остальных, или вообще закрывает Гору. И тогда... тогда я подхожу к Горе во снах — частых и долгих, зачастую продолжающихся из ночи в ночь. Это сны, наполненные тоской и болью; сны, возвращающие к первородине, к первым шагам на суше, к любви ко всему сущему, живому, любви, которая вдыхает жизнь во всё, что нас окружает. Экзистенциальные переживания превращают сны в реальность, и тогда всё переворачивается в бренной жизни: я — не я, я гораздо старше, сильнее, мощнее, мои ноги, как корни, уходят в глубину земли и сливаются с той жилой, которая питает Гору.
Долго буду помнить, как в период, когда Гора была закрыта для нас, в час забвения я ехала к ней на какой-то дряхлой повозке. Повозка скрипела, стонала, грозясь развалиться в любой момент. Лошадь, понурив голову, еле плелась, смирившись с участью. Вокруг — катастрофическое обеднение края, и ни единой живой души; впечатления от оставленных жизнью мест самые угнетающие — будто проезжаешь через каменистое поле, на котором каждый камень — голова. Ты боишься смотреть по сторонам, чтобы не встретиться с застывшим взглядом, но твои губы молятся, губы просят:   «Гора, возьми, вознеси эти души, освободи их от каменных оков, от кровавых слёз, дай право им стать твоими ангелами, которые наверняка не будут сидеть без дела — они превратятся в крылья для тех, кто выдохся в пути, у кого воля к жизни пересохла, как источники в этом краю, кто потерял опору и не верит, что сможет идти, кто... Гора, возьми, вознеси эти души, освободи их, пока не налетело вороньё, которому всё равно, на чём сидеть и что клевать... Гора, возьми, вознеси...»
Я уезжала в горный край из степной местности, где у меня остались в прискорбном состоянии отец и мать: не хотели, не хотели они отпускать дитя далеко от себя.
  Я ехала через осень с её шуршащими, потом слякотными дорогами. Я ехала через зиму, и ветер метал в меня снежные комья, швырял из стороны в сторону повозку, а она — скрипела, но тащилась, родимая. Я ехала через весну — эта весна была без птиц, но наполненная звоном ручьёв, местами превращающихся в бурные вешние реки, которые сносят на своём пути все 
преграды, играючи, волокут гигантские камни; оказывается, моя старая лошадь может плавать, а дряхлая повозка ходить кораблём. 
Я ехала через лето — знойное, безжизненное, пыльное. Я ехала, пока на горизонте, в полоске уходящего дня, не увидела Гору. Её скаты блестели бурой, местами чёрной окисью, а снежная вершина рдела в закатных лучах. Охватившая душу радость сделала меня лёгкой, невесомой. Оказывается, я могу летать! Но отчего мне так спокойно в этом, пожалуй, пока ещё чужом месте? Глубоко врезались в память тактильные ощущения — нет, я не летаю, я стою на руках отца и матери, которые, в свою очередь, крепко вросли в твердь: закрываю глаза, замираю, ощущаю шершавость земли, нет, не земли, а родительских рук, загрубевших от тяжёлого крестьянского труда, но тёплых-тёплых своим грубым и сухим теплом.  Всё родное сошлось в одном месте и породило новое — мир и жизнь, гармонию и надежду, веру и волю.
Помню, из забвения я вышла с писаницей на губах: «Я буду! Я смогу!»  Но Гора продолжала оставаться в заточении и подход к ней разрешался только во снах. Окружающие недоумевали: 
— Зачем тебе снова идти на Гору?
— Она зовёт, — отвечала я.
— Сколько раз ты на ней уже была?
— Три... три раза, несколько лет назад, а будто бы несколько жизней назад.
— Неужели не интересно сходить на какую-нибудь другую гору. Например, Килиманджаро — это же круто, это звучит весомо! — не унимались мои собеседники, продолжая травить душу.
И сны продолжали сниться. Я бегу к Горе, хочу успеть, потому что она вот-вот закроется. У меня не так много времени, вернее, его совсем нет.  Ступни избиты в кровь — я бегу босиком по камням, колючим головкам татарника, обжигающему то жаром, то холодом пеплу. Солнце уже западает за горизонт, и по другую сторону всплывает белый холодный шар луны, камни блестят от изморози, тяжёлые облака накрывают города и сёла у подножия горы, превращаясь в безграничное пушистое море.  «Но это же нормально, мы всегда выходим на вершину ночью, чтобы успеть взойти на рассвете, в час волка, когда природа затихает», — утешаю я себя, но продолжаю почему-то спешить: Гора закрывается!
И вот, вот она — передо мной, с той, отчуждённой, стороны. И пусть говорят, что этот лик её несколько хуже, чем тот, к которому привыкли мои глаза, она — Гора, которая стоит на ступеньку ниже от Бога, в её власти впустить нас в Предбожье или нет, и неважно, с какой стороны.
И почему я стою у каких-то каменных дверей, и на меня взирает смуглый мужчина с подозрительной физиономией.
— Гора закрывается через тридцать минут, — говорит он сурово. — Вы не успеете подняться на вершину!
— Я успею, я смогу, я быстро бегаю, — уговариваю его.
Глаза мужчины загораются интересом, он смотрит на меня, как на лошадь на скачках: успеет или не успеет, придёт первой или не придёт...
— Ну, беги! — пропускает он.
И я бегу — к эскалатору, потом лифту, потом снова эскалатору, каменным ступенькам, железной лестнице... внутри Горы. Подъём на купол Горы, самый последний бросок перед вершиной, верёвочный. Бечёвка жжёт руки, сдирает в кровь кожу, но я лезу — до закрытия пять минут! Взбираюсь наверх, но кто-то тянет меня за ноги вниз: мелкие твари с цепкими ручонками и кожистыми хвостами. Это они, это они протягивали моей бабушке на последней стадии рака точно такую же бечёвку, предлагая «уйти». Я отбрыкиваюсь, скидываю их с верёвки, потому что моя верёвка — лестница в небо, нам не по пути.
Три минуты до закрытия! Я врываюсь на вершину — на этот островок, с которого при хорошей погоде можно увидеть города сразу трёх стран: Ереван, Баязет (я никогда не привыкну к новому названию: Догубаязит!), Маку. Они так далеко, но так близко от подножия, что возникает ощущение — им просто лень взбираться, а то сошлись бы на ступеньке Предбожья.   Господи, я свободна! Дышу! Живу! Люблю! Могу!  
Это — Араратский сон Счастья, к которому нелёгкий путь — через отчаяние, разочарования, кровь и пот. Но Гора ко мне добра, она показала короткую и быструю дорогу: не за три дня до вершины, а за тридцать минут! Этот сон снится мне раза три-четыре в год, повторяясь в тех же деталях и эмоциях.

                                           ***

Я иду на Арарат. Уже не во сне, а в реальности — открыт!.. открыт! Я проживаю там свою лучшую жизнь.  Всякий раз предараратское состояние — те самые бабочки, которые бывают в животе только у влюблённых. 
И не исходить мне этих дорог, пока ходят ноги, не издышать этого разреженного воздуха, пока дышится. Никогда Гора не была одинаковой — каждый раз она встречает по-разному, в разном настроении, состоянии духа, облачении. Но есть камни-глыбы, которые мне знакомы давно, из раза в раз я перекидываюсь с ними взглядом, и от этого становится особенно радостно, будто приветствую родное существо. 
Я несу с вершины снег, талую воду с ледника всем, кто просит, — люди лечатся, пьют это снадобье по капельке. Я собираю в рюкзак камни, выбирая только те, которые отзовутся, посмотрят на меня — и пусть у каждого в домебудет по частичке Арарата. Я подбираю подковы — плоские, сплошные, особенные — араратские, чтобы в домах, в которых они окажутся, царило божественное счастье.   И целый год подхожу к Горе: с этой, нашей, стороны, такой величавой и вечно заснеженной, окружённой плодородными землями, упираюсь в колючую пограничную проволоку, смотрю на Гору: она зовёт! Зовёт! И продолжаю видеть Араратские сны — они, как утешение...    до следующего восхождения.

1 комментарий:

  1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Где фото Горы? После такого аппетитного рассказа так и хочется взглянуть, хотя бы одним глазком. Но, увы...

    ОтветитьУдалить