четверг, 22 декабря 2022 г.

Диляра Линдсей. Фэнтези в музыке


История влияния мифов, сказок, легенд, а позже и фантастических
произведений литературы на музыку разных эпох очень обширна. Если
копнуть поглубже и прибегнуть к перечислению древних музыкальных
инструментов, таких, как всевозможные ударные – бубны, барабаны, там- тамы, струнные щипковые, например, те же гусли или эльфийская арфа, то
станет понятно, что с их помощью, а также с помощью разных грибов и трав люди погружались с некий нереальный мир грез и мечтаний с самых
незапамятных времен. Снимая путы разума со своей фантазии, музыканты разных времен и народов сочиняли музыку на самые невероятные сюжеты,
воплощая в мелодиях и песнях образы мифологических и фольклорных
героев. По определению искусствоведов, музыка в жанре «фэнтези» родилась именно на стыке воплощения сюжетов из мифов, сказок и фольклора.

В одном коротком эссе невозможно перечислить все многообразие музыки в жанре фэнтези, да, наверное, и не стоит. Но мне хочется показать
некую ретроспективу и преемственность жанра и напомнить о том, что именно примеры классической музыки прошлого вдохновляли и продолжают вдохновлять музыкантов современности на создание их собственных шедевров!
Если сделать небольшой экскурс в классическую музыку, то можно вспомнить сразу несколько очень известных музыкальных опусов,
иллюстрирующих невероятную популярность сказочных и фантазийных образов у великих композиторов прошлого.
Архи-популярным примером в стиле фэнтези можно назвать сюиту Мендельсона «Сон в летнюю ночь», написанную по мотивам одноименной сказочной пьесы Шекспира. Изобилуя вымышленными полу-
мифологическими образами, эта история вдохновила композитора на создание бессмертного шедевра эпохи Романтизма XIX века - всем известный и неумирающий «Свадебный марш» всех времен и народов.
Не менее популярной является музыка из фантастической сюиты норвежского композитора Грига «Пер Гюнт», написанной по мотивам норвежского эпоса. Образы подземных гномов, живущих и работающих, не покладая рук, глубоко в недрах земли, вдохновили композитора на эту гениальную музыку. Из этой яркой сюиты выделяется, пожалуй, один из самых популярных в наши дни фрагментов - «В пещере горного короля».
В истории русской музыки, пожалуй, самым энциклопедическим и показательным примером стал «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Образ сказочного властелина морей предстает перед нами во
всей своей красе через яркую маршеобразную мелодию марша, а ритмический рисунок, изобилующий синкопами, своей напористостью придают образу еще более мистический и устрашающий оттенок.
Во второй половине XX века музыка фэнтези обогатилась за счет элементов джаза, электронных синтезаторов, а также благодаря новому прочтению фольклорного материала. Ей стали присущи более глубокие
эмоции и образы, насыщенные эпической глубиной, мистицизмом и меланхолией. Благодаря расцвету искусства кино творчество композиторов вырвалось за границы классической музыки и стала массово востребованным
жанром. Вышеперечисленные темы из музыкальной классики вдохновили современного американского композитора Джона Вильямса на создание музыкального контента для фантастических фильмов Голливуда: «Челюсти»,
«Искусственный разум», «Парк Юрского периода», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и др. В целом за свою музыку маэстро получил 5 «Оскаров», 6 «Эмми», 7 премий Британской киноакадемии. При этом, музыка к девяти фильмам саги «Звездные войны» остается главным опусом композитора. Вот,
например, «Имперский марш» из V фильма «Империя наносит ответный удар» (актуальная тема, между прочим – замеч. ред.):


Как известно, к концу XX века в музыке произошла Рок-революция. 
«Roll over Beethoven», а заодно Чайковский и прочие, - пели Чак Берри и Битлы. На волне критического переосмысления всей прежней музыки и поиска новых форм одними из самых ярких примеров рок-фэнтези стали Дэвид Боуи и группа Pink Floyd.
Боуи – британский певец и автор песен, звукорежиссер и актер, сочетал в своем творчестве необычайную креативность и новые направления, получив прозвище «хамелеон рок-музыки». Персонаж песен по имени Зигги Стардаст - новаторский андрогинный образ – стал его визитной карточкой и
укрепил за Боуи славу некоего марсианского пришельца. Его хитовый сингл «Starman» из культового альбома «The Rise ad Fall of Ziggi Stardust» (1972) есть ничто иное, как яркий пример рок-фэнтези последней трети XX века:
Другим примером можно считать многочисленные хиты легендарной рок-группы Pink Floyd. Неповторимый инструментальный стиль, сложная интеллектуальная тематика текстов и потрясающие аранжировки их песен,
называемые спейс-рок, арт-рок, прогрессив-рок. Они переносят нас в другие измерения, либо погружают в неизведанные космические пространства или глубины психоделики. Вот, например, один из самых известных хитов «Shine
On You Crazy Diamond/ Сияй, безумный бриллиант» с потрясающим соло на саксофоне и посвященный бывшему члену группы Сиду Баррету.
Гонимый стальным ветерком
Прощай и сияй, безумный бриллиант!

Комментариев нет:

Отправить комментарий